Кинематограф семи нот. Часть 5

В 1970-х в стране появились и обрели популярность «национальные» представители мюзиклов, наиболее ярким из которых стали «Мелодии Верийского квартала» (1973, «Грузия–фильм», реж. Георгий Шенгелая) с участием Бубы Кикабидзе, Софико Чаурели, Алисы Френдлих (хозяйка танцевальной школы Алиса Аквамаринская) и песнями ВИА «Орэра».

 

Внимание! Весьма кино-музыкально-познавательно. Интересно, что в целом ряде танцевальных номеров в мюзикле хореографы сумели органично совместить европейско-американскую школу танца с колоритной и «горячей» грузинской.

А уже на следующий год после «Мелодий» брат вышеупомянутого режиссёра Шенгелая, не менее талантливый и самобытный Эльдар Шенгелая, выпускает музыкальную лирическую комедию с элементами фантастики «Чудаки», герои которого построили летательный аппарат, использующий в качестве горючего силу… любви.

Внимание! Весьма кино-музыкально-познавательно. В 1974 году «Чудаки» стали одним из лидеров проката в СССР. Фильм с успехом прошёл во Франции, ГДР, Финляндии и Венгрии.

В 1980-х вышла ещё пара ярких телемюзиклов, поставленных с участием грузинских артистов: «Свадьба соек» и знаменитая «Весёлая хроника опасного путешествия» (Е. Гинзбург, 1986). Последний мюзикл был снят по мотивам древнегреческой легенды о приключениях аргонавтов, с участием ВИА «Иверия», с массой шлягеров и главным хитом – песней композитора Александра Басилая «Арго», которая и по сей день звучит в теле- и радиоэфирах.

 

Киномаэстро и музкинопоток

В 1970-х в СССР появились и режиссёры-киномаэстро, специализирующиеся на музыкальных кинопроектах: Георгий Юнгвальд-Хилькевич («Д`Артаньян и три мушкетёра», «Ах, водевиль, водевиль», «Куда он денется!», «Сезон чудес»), Леонид Квинихидзе («Соломенная шляпка»,«31 июня», «Шляпа», «Мэри Поппинс, до свидания») и уже упомянутый нами Евгений Гинзбург («Свадьба соек», «Остров погибших кораблей»).

На крупнейшей киностудии страны «Мосфильме» специально созданное Творческое объединение комедийных и музыкальных фильмов производило отменную продукцию, ставшую ныне уже классикой: «Мы из джаза» (1983) и «Зимний вечер в Гаграх» (1985) (оба фильма К. Шахназарова). На той же студии были сняты «фанатские» музыкальные драмы с участием Аллы Пугачёвой «Пришла и говорю» (1978) и «Женщина, которая поёт» (1985). А «Ленфильм» тогда отметился в этом деле кассовым музыкальным зрелищным киноревю «Как стать звездой» (1987).

Внимание! Весьма кино-музыкально-познавательно. В 1979 году, по опросам популярного журнала «Советский экран», Алла Пугачёва была признана лучшей актрисой года, а фильм «Пришла и говорю» (рабочее название у картины было «Третья любовь») стал бесспорным лидером проката, собрав порядка 55 миллионов зрителей.

Не забыты были и юные зрители – именно с 1970-х и далее пошла волна детских кино-телемюзиклов и музыкальных фильмов, битком набитых весёлыми, бойкими песнями и танцами: «Автомобиль, скрипка и собака Клякса» (1975) режиссёра Р. Быкова с музыкой Максима Дунаевского; «Вкус халвы» (1975), «Усатый нянь» (1977), «Приключения Буратино» и «Про Красную Шапочку» (оба – Леонида Нечаева с музыкой Алексея Рыбникова), «Проданный смех» (1981, реж. Л. Нечаев, комп. М. Дунаевский). А также «Завтрак на траве» (1979), «Мэрри Поппинс, до свидания» (1984), «Пеппи Длинныйчулок» (1984), «Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные» (1983) и его продолжение (1984), «Выше радуги» (1986) и т.д.

 

Самая-самая музыкально-кино-великая

Автор этих строк ни за что не простил бы себе, если бы не упомянул в истории киномюзикла и музыкального кинематографа, особенно в СССР, такой специфический, экзотический и невероятно любимый большинством зрителей феномен, как индийское кино. Почти безальтернативное, но экономически и зрелищно эффективное «импортозамещение» западному, прежде всего голливудскому музыкальному кинопродукту середины 1950–80-х годов. Старшее поколение зрителей, те, кому ныне далеко за 70, прекрасно помнят драмы первой индийской киноволны в СССР 1950-х: «Бродяга» (Awaara), «Господин 420» с участием молодого «отца индийского кино», актёра, режиссёра, продюсера Раджа Капура и одноимённым хитом Awaara Hoon из того же «Бродяги». О мегапопулярности этой песни говорит тот факт, что едва ли не весь Советский Союз распевал сначала на хинди «авара хун», а затем – в десятках разных вариантов на русском: «Бродяга я, бродяга я… Дорога вдаль зовёт меня, зовёт меня…»

Уже с тех времён у зрителей, причём не только СССР, но и других стран, твёрдо сложился специфический стереотип, что все картины Индии – Болливуда (собирательное обозначение – синоним всех профессиональных студий главного кинопроизводящего города Мумбаи (бывший Бомбей)) – так или иначе музыкальные. И в этом есть большое зерно истины. Популярные болливудские жанры – мелодрамы, драмы, комедии и даже боевики тех же 1970-х с умопомрачительными драками и такими же умопомрачительными и абсолютно незабываемыми звуками, сопровождавшими каждый удар, в своих саундтреках насчитывали не менее 5–7 песен.

Внимание! Весьма кино-музыкально-познавательно. Самые кассовые и классические боевики Индии (с огромным успехом демонстрировались неоднократно и в СССР): «Затянувшаяся расплата» (1973, в прокате СССР – 1980) и «Месть и закон» (название в оригинале – «Тлеющие угли», 1975) включали пять и семь песен каждый!

И ещё! Фильм «Месть и закон» является самым финансово успешным за всю историю индийского кино. Он собрал в общей сумме свыше 16 миллиардов $!

 

Super-кино-danser

Что же касается непосредственно мюзиклов Болливуда, то самым известным и вызвавшим наибольший ажиотаж во многих странах Азии, Восточной Европы (включая и СССР), Ближнего Востока, Турции и Африки, стал «Танцор диско» (1982, в советском прокате – с июня 1984) с участием актёра Митхуна Чакраборти. Фильм под завязку наполненный характерными национально-народными танцами, весьма лихо «замешанными» с ультрасовременными (на тот период) «дэнс-шоу» в стиле Disco, соответствующим «прикидом» и целым рядом ярких песенных хитов. В саундтрек фильма вошли как главные, авторские: Goro Ki Na Kalon Ki и I Am a Disco Dancer, так и кавер-версии (перепевки) шлягеров зарубежных исполнителей и групп: песня Джереми Файта «Иисус» (1971) – в фильме – Krishna Dharti Pe Aaja Tu; Video Killed the Radio Star британского электропоп-дуэта The Buggles , в фильме – Auva auva – koi yahaan nache. Прозвучала также целая инструментальная композиция на песню итальянской группы La Bionda – One For You, One For Me. Ну и, наконец, вишенка на торте – международный хит You’re OK французской диско-группы Ottawan (1980), а в фильме – культовая, бессмертная Jimmy Jimmy Jimmy Aaja (по-русски просто «Джимми, Джимми, ача, ача»), которую исполнила певица Парвати Хан. Сей супер-пупер-хит уже после выхода «Танцора» ещё раз перепело, но уже с индийским колоритом, множество серьёзных и совсем несерьёзно-пародийных исполнителей и исполнительниц разных стран.

Внимание! Весьма кино-музыкально-познавательно. «Танцор диско» в СССР, собрав порядка 70 миллионов зрителей, стал одним из лидеров проката 1984 года.

 

В XXI веке – шведы и джазист

В 1990-е киномюзикл испытывал не то чтобы кризис, но некоторое отступление перед другими жанрами. А всё оттого, что в кинематографе происходила большая компьютерно-технологическая революция, и своё брали, прежде всего, фантастика, ужасы и боевики. Но с приходом нового тысячелетия и с появлением шедевров «Мулен Руж», «Чикаго», «Танцующая в темноте» и «Призрак оперы» мюзикл заблистал с новой силой.

Особо он вспыхнул и рванул сверхновой звездой на кинонебосклоне 30 июня 2008 года – на экраны мира вышла картина «Мамма Мia!» с участием Мэрил Стрип, Аманды Сейфрид, Пирса Броснана и др., снятая на основе 22-х хитов шведской супергруппы АВВА, причём в фильме эпизодически появлялись и её участники – Бенни Андерссон (Пианист) и Бьорн Ульвеус (Греческий бог).

Собрав астрономическую для мюзикла сумму дохода (бюджет – 52 млн $, сборы – 610 млн), в 2018-м вышла вторая, чуть менее, но всё же весьма успешная часть.

К настоящему времени запущена работа над продолжением мюзикла, куда помимо классических хитов АВВА войдут новые композиции из последнего альбома группы от 2021 года.

…Музыкальный киножанр продолжил своё победное шествие. В 2016-м на экраны вышла музыкальная романтическая трагикомедия «Ла-ла-лэнд» Дэмьена Шазелла, собравшая, кроме немалой кассы, 6 золотых статуэток «Оскар» и 7 «Золотых глобусов». А прошлогодняя новейшая версия мюзикла «Вестсайдская история» (одноимённый оригинал от 1961 года) от самого киномаэстро С. Спилберга уже получила два «Золотых глобуса»…

P.S. Внимание! Весьма кино-музыкально-фактически. Итак, жив ли ныне киномюзикл как жанр, как зрелище? Ответ таков: на сегодняшний день 2022 года – 2 августа – уже снято как минимум 13 мюзиклов и музыкальных кинокартин самых разных жанров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)