Маршрут длиною в сорок лет

Довольно большой по площади Приаргунский округ фактически лишён в наши дни автобусного сообщения. Попробуйте выехать сегодня из окружного центра в любое село или из села в посёлок – ничего просто так не получится. Либо заводи в мороз свою машину, либо проси (не бесплатно) соседа, либо возьми такси за бешеные деньги. Но шесть дней в неделю на улицы Приаргунска и близлежащего села Новоцурухайтуй выходит рейсовый автобус, чтобы жители могли без проблем добраться до работы, больницы, школы, госучреждений, магазинов или детских садов.

Безысходность и алчность

Когда я услышала, что из села Староцурухайтуй в Приаргунск можно приехать за 1300 рублей, я была в таком шоке, какого давно не испытывала. Просто потому, что за эти деньги можно с комфортом доехать на поезде до Читы за 600 вёрст. А Староцурухайтуй – в 28 километрах. Спрос рождает предложение? Это какой же должен быть спрос… Думаю, это безысходность местных жителей и алчность частных перевозчиков, превосходящая все мыслимые и немыслимые понятия.

Как тут в очередной раз не вспомнить добрым словом благословенные советские времена? Тогда пассажиров перевозило целое автотранспортное предприятие, вполне себе процветающее. Езжай в любую сторону за символическую плату. Приаргунское АТП осуществляло грузоперевозки и перевозку пассажиров по четырём близлежащим районам. Практически все населённые пункты были охвачены пассажирским движением.

И люди там работали ответственные, закалённые в пути, умеющие выбраться без потерь из любых передряг. «Однажды в рейсе попали в такую пургу, что потом сутки не могли выбраться из Нер-Завода. Мы позвонили на работу, чтобы нас не потеряли», – вспоминает ветеран Приаргунского автотранспортного предприятия, до сих пор стоящий на своём посту, точнее, сидящий за рулём пассажирского автобуса, Сергей Полуэктов.

Об этом работящем, добром и отзывчивом водителе неоднократно писала местная пресса. И сегодня я хочу ещё раз воздать должное простому шофёру, показывающему пример ответственности и любви к родному краю и его жителям. Ведь по-прежнему, как и много лет назад, ежедневно проезжает по улицам Приаргунска и Новоцурухайтуя знакомый автобус. Всегда чистый, ухоженный, облагороженный красивыми шторами на окнах, чехлами на сиденьях, автомобильными аксессуарами, приятным звуковым фоном. Пассажиры заходят в салон, оборудованный водителем с любовью и заботой о людях. Звучит негромкая музыка, двери закрываются, и автобус идёт по знакомому маршруту. Водитель внимателен к своим пассажирам, обязательно подождёт опоздавшего, остановится, если человек не добежал до остановки, пожилую женщину подвезёт поближе к больнице.

На своём месте

Сергея Ивановича Полуэктова знают, пожалуй, все жители округа. Ведь он из тех, кто «где родился, там и пригодился». Учился в школе в Приаргунске, окончил курсы шофёров в Бырке и по примеру отца устроился в Приаргунское автотранспортное предприятие водителем. И, наверное, не подозревал, что вот так просто и без затей выбрал свою судьбу.

Вся жизнь Сергея Ивановича прошла в Приаргунске, вся жизнь за рулём, можно сказать, родился в автобусе и почти всю жизнь в нём провёл. Оказывается, его отец, Иван Иннокентьевич, водил автобусы по Приаргунскому и другим районам ещё в советские времена, и брат, правда, недолго – вот уже и династия проглядывается.

В 18 лет Сергей, как все советские парни, ушёл служить в армию, попал в Дальневосточный военный округ. Служил в ремроте, но почти всё время службы провёл за рулём автомобиля. Вернулся после армии на своё место работы. Вскоре сдал экзамены на категорию «Д» и стал водить автобус на пригородных, а затем и на междугородных маршрутах. Возил пассажиров по Приаргунскому, Калганскому, Нер-Заводскому районам. Всегда был среди лучших. И остаётся верен избранному жизненному пути уже более сорока лет.

Помощь пришла

В связи с перестройкой в девяностые годы прошлого века успешное, богатое Приаргунское автотранспортное предприятие закрылось (читай – развалилось, было угроблено), как и многие другие организации. Люди остались без работы, кто-то искал для себя другое занятие, а кого-то такая новая жизнь сломала. Но Сергей Иванович не опустил руки, продолжал работать, когда всё вокруг еле держалось на плаву.

Оставшихся водителей попросили освободить помещения АТП. Так они оказались буквально на улице, не было даже гаражей, чтобы ставить машины на ночь. И помощь пришла со стороны. Их взяла под свою опеку бывший работник АТП, индивидуальный предприниматель Татьяна Сурина. Помог автобусникам и Анатолий Налимов, работавший тогда главой Приаргунской администрации. Он нашёл гаражи возле отдела милиции, правда, без света, но выживали тогда как могли.

Со временем Анатолий Налимов с помощью главы районной администрации Сергея Пичкуренко выкупил автобусы у последнего владельца и сдал их в аренду Сергею Ивановичу, когда последний со своей супругой оформил частное предпринимательство. Затем пришли автобусы после проведения в Чите Международного студенческого фестиваля стран ШОС в 2014 году, ещё один новый автобус купили прямо с завода. Жизнь стала налаживаться, появилась возможность работать на хорошей технике и распрощаться со старыми машинами.

Работа не нужна?

Вот так и получилось, что с 2013 года на местном маршруте перевозку пассажиров осуществляет ИП Наталья Николаева. Водителем с самого начала работает её супруг Сергей Полуэктов. Трудились они с полной отдачей, развивались, и ещё три года назад Сергей Иванович был вполне доволен жизнью, получаемым удовольствием от любимой работы и чувством своей необходимости. Чтобы автобусы на маршруте функционировали нормально, на работу принимали второго водителя и кондукторов.

Но это было три года назад. Сейчас картина совсем другая. Известные всем сложности нашей суровой реальности ударили и по этому маленькому коллективу. В силу разных причин на балансе остался один автобус. И, что самое угрожающее, – не знаю, заметили ли постоянные пассажиры, – с апреля месяца Сергей Иванович работает один. Первый маршрут в семь утра, последний в семь вечера, и так шесть дней в неделю. А ещё надо встать в шесть утра, чтобы подготовить машину к рейсу, в сорокаминутные перерывы убрать, почистить салон, вечером проверить всё необходимое для завтрашнего рабочего дня.

А причина такой ситуации в том, что не могут супруги Николаевы-Полуэктовы найти второго надёжного водителя. То есть получается, что в двух населённых пунктах, Приаргунске и Новоцурухайтуе, не осталось ответственных и работящих шофёров? Сергей Иванович ещё в 2018 году говорил, что «всё труднее найти добросовестных работников, молодёжь работать с полной отдачей уже не умеет и не хочет, к технике отношение совсем другое, чем у старшего поколения. Чаще звучит: «Денег дай».

Семья поддержит

Ну хоть «в тылу» всё спокойно, стабильно – радуют Сергея Ивановича и Наталью Николаевну дети. Сын Сергей выбрал военную стезю: служил в Хабаровске прапорщиком, сейчас получает высшее военное образование в Омском автобронетанковом инженерном институте. Дочь Наташа получила хорошее образование, работает администратором, живёт в Чите. Она подарила Сергею и Наталье долгожданную внучку Еву, которой в январе исполнится два годика.

Отвечая на вопрос, не скучно ли вот так изо дня в день ездить по одному маршруту, Сергей с тёплым чувством, добрыми словами вспоминал те уже далёкие времена, когда автотранспортное предприятие обслуживало весь район. Ходили десятки автобусов, водители часто работали без выходных, чтобы вовремя перевезти всех пассажиров по многочисленным направлениям, сотни и сотни человек ежедневно. А теперь он уже давно привык к этому знакомому маршруту, говорит, такова жизнь, всё в ней меняется. Вот и дорогу в Новоцурухайтуе по главной улице сделали, сейчас она просто сказка, езди да езди.

В свободное от работы время Сергей занимался домом, огородом, наводил порядок в гараже. А сейчас ни времени, ни сил ни на что не хватает. Без работы себя не мыслил, не умел сидеть сложа руки. «Доработаю до пенсии и дальше буду работать, а как иначе жить, не бросишь же их», – говорил он о своих любимых автобусах три года назад. А вот теперь всё чаще говорит, что устал. Наверное, хочется ему уже на пенсию.

Дорогой груз

А я представляю, как уйдёт он на заслуженный отдых, и – всё? Да, и пойдём мы с вами каждый день в Новоцурухайтуй и обратно пешочком четыре-пять-шесть километров. На такси не напасёшься. А кто возить на автобусе будет, если сейчас сменщика найти невозможно?

И вообще обратите внимание, что «Приаргунск – Новоцурухайтуй» – единственный стабильно работающий маршрут в округе уже довольно долгое время. Объявляются тендеры-закупки на другие направления, но заявок от перевозчиков до недавнего времени не было. Невыгодно, говорят. Правда, глава округа Евгений Логунов обещал вскоре поставить на несколько направлений до близлежащих сёл 16-местную машину «Газель», принадлежащую администрации. И вот в окружной газете «Приаргунская заря» от 24 декабря 2021 года было сообщено, что МБУ «Служба материально-технического обеспечения» поданы заявки на следующие маршруты: «Приаргунск – Молодёжный», «Приаргунск – Староцурухайтуй», «Приаргунск – Дурой». По результатам рассмотрения заявок комиссией принято решение о выдаче «Службе материально-технического обеспечения» карт-маршрутов и свидетельств об осуществлении перевозок по данным маршрутам. По остальным направлениям (а это ещё 15) не поступило ни одной заявки на участие в конкурсе.

Может, смогу я съездить в Староцурухайтуй не за 1300, а за меньшие деньги… А Сергею Ивановичу пожелание теперь одно – здоровья, сил, терпения. Работайте, Сергей Иванович, как можно дольше, без вашего автобуса люди не обойдутся. «Пассажиры – самый дорогой груз», – говорят водители, и вы подтверждаете это выражение своим серьёзным и внимательным отношением к работе каждый день. А сидящие в салоне пассажиры доверяют вам свою жизнь без опасения, ведь в дороге вы и царь, и бог, и ангел-хранитель.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)