Мегазвезда СССР по имени Любовь. Часть 2

Всего 19 фильмов… Два дебютных только обозначили её как талантливую, перспективную актрису. Была одна короткометражка. В своё время она снялась в одной из новелл «Боевого киносборника» от 1941 года. Два из них были документальными. Ещё два художественных так и не вышли в прокат. Ещё один, в конечном итоге, тоже «лёг на полку». Главной в её жизни стала пятёрка кинокартин, в которых она сверкала Мегазвездой, свет которой по-прежнему сияет сквозь десятки лет. В эти январские дни ей исполняется 120 юбилейных лет! Любовь Орлова – талантливая, невероятно трудолюбивая актриса, символ отечественного кинематографа и великой державы СССР. Сегодня мы продолжаем её историю.

В сентябре 1934 года режиссёр Григорий Александров закончил монтаж и озвучку первого в СССР комедийного джаз-супер-мюзикла, жизнерадостных и поющих «Весёлых ребят» с участием Леонида Утёсова и Любови Орловой в главных ролях. И фильм был… запрещён к показу! Запрещён как вредная, пропагандирующая буржуазную музыку картина! Лишь благодаря вмешательству Сталина, понимающего, что стране как никогда необходимо развлекательное кино, «Весёлые ребята» в 1934 году вышли в прокат.

Звезда и психический «синдром»

Триумф музыкальной комедии Александрова трудно переоценить. Любовь Орлова стала первой «официальной» звездой СССР. Страна переживала самый настоящий бум. Именно в то время в советской психиатрии даже появился специальный термин «синдром Орловой». Он возник на основе диагностики советских гражданок с неизвестной до появления на экранах кинодивы голливудского образца душевной болезнью. Женское население СССР старательно высветляло волосы и «самозванно» записывалось в родственницы к идолу. Мужчины, встречая её на улице, снимали шляпы и раскланивались. Ей писали письма по адресу «Москва. Орловой», и все они доходили.

Гарбо по-русски

После «Весёлых ребят» Орлова и Александров поженились. Люди, которые их знали, свидетельствуют, что это была на редкость гармоничная пара. «Я была влюблена в Григория Васильевича, как кошка», – признавалась впоследствии Любовь Петровна.
А он неустанно формировал её имидж белокурой, белозубой и ослепительной «королевы красоты», русской Греты Гарбо. Не меняться с годами, не стареть, а главное, не терять жизнерадостности ни при каких обстоятельствах. Экран должен был показывать зрителю Идеальную женщину. Это была непростая задача при условии, что актриса начала свою кинокарьеру после 30 лет.

Александров во время каждых съёмок собственноручно расставлял для неё свет, искал выгодные позиции для кинокамеры, браковал неудачные кадры и тщательно отбирал такие, которые представляли её в выгодном свете.

Главный кинолюбитель и Люба

В 1936 вышел на экраны «Цирк», где Орлова исполнила роль американки Марион Диксон, через два года – блистательная «Волга-Волга» с неугомонной музыкальной почтальоншей Стрелкой. И вновь сплошной непрекращающийся триумф.

Самый главный кинолюбитель СССР, Сталин, очень любил фильмы с участием Орловой, пересматривал их помногу раз и, как полагается всякому фанату, сыпал цитатами из них.

После торжеств по поводу 15-летия советского кинематографа Сталин изъявил желание познакомиться с актрисой, чьё творчество так любил. Во время первой же личной беседы, будучи в хорошем расположении духа, пообещал выполнить одну, но абсолютно любую просьбу. Вместо того, чтобы просить земных благ, молодая звезда неожиданно поинтересовалась судьбой своего первого мужа Андрея Берзина. Сталин обещал помочь. Через несколько дней её вызвали на Лубянку и сообщили, что её муж жив. И предложили, если она пожелает, разделить с ним судьбу. Орлова не стала обсуждать с чекистами перспективы своего будущего. Встала и молча вышла.

После знакомства Сталин частенько звонил Орловой. Они порой часами разговаривали. Однажды, когда Орлова, отвечая на вопрос генсека, не обижает ли её муж, сказала, что «бывает, но редко», Иосиф Виссарионович мрачно пошутил: «Скажи ему, что если он будет тебя обижать, мы его повесим».

Звёздные «пятна»

Как известно, на поверхности космических объектов, в том числе и Солнца, есть пятна. У звёзд кино и подавно. Если испытание огнём и водой – изматывающими съёмками – Любовь Орлова прошла успешно, то медные трубы успеха едва не стоили ей карьеры. Популярность вскружила Орловой голову, она стала постоянным участником различных богемных пирушек и пристрастилась к алкоголю. Когда муж возвращался домой с работы, она бывала уже пьяна. В конечном итоге именно муж и спас Орлову от алкогольной зависимости, пригрозив завершением её кинокарьеры. Но едва актриса освободилась от пристрастия к вину, начались новые проблемы. В конце 1930-х годов она часто гастролировала по стране с творческими вечерами, и её концертная ставка превышала гонорары большинства других артистов. Однако Орлова решила резко повысить свои доходы и потребовала увеличить концертный гонорар в Киеве с 750 до 3300 рублей. Звезде пошли навстречу, хотя сумма была гигантской; но Орловой и этого оказалось мало. Она стала работать «чёсом», то есть давать множество концертов подряд, получая за каждый огромные суммы. В конце концов, сведения о «шалостях» Орловой дошли до руководства Советского Союза. И в 1938 году в газете «Советское искусство» появилась разгромная статья под названием «Недостойное поведение», посвящённая Орловой. Скандал удалось замять с большим трудом, и на некоторое время артистке пришлось уйти в тень и даже временно поменять имидж.

Шпионка и стахановка

В 1939 году она снялась в одном из первых советских авантюрных детективов – картине Александра Мачерета «Ошибка инженера Кочина», где исполнила абсолютно не характерную для себя роль – предстала в образе отрицательного персонажа, пособницы агента иностранной разведки Ксении Лебедевой. Впрочем, впоследствии героиня Орловой всё же призналась своему возлюбленному – инженеру Кочину, кто она на самом деле, но слишком поздно…

Следующий год ознаменовался новым шедевром Александрова «Светлый путь» – историей советской золушки, домработницы, ставшей стахановкой, инженером текстильной фабрики и депутатом Верховного Совета.

Даже злопыхатели, ставившие под сомнение талант главной советской красавицы, не могли не отметить её нечеловеческого трудолюбия. Прежде чем приступить к съёмкам «Волги-Волги», Орлова ходила по домам с сумкой письмоносицы, для воплощения на экране образа лучшей советской ткачихи в «Светлом пути» три месяца по-настоящему трудилась на ткацкой фабрике под руководством известной стахановки.

Звания заслуженного деятеля искусств РСФСР, присваиваемого обычно только настоящим мэтрам, Любовь Орлову, по существу ещё дебютантку в кино, удостоили согласно личному распоряжению Сталина. Это случилось весной грозного 1941 года.

Война

Зловещее 22 июня 1941 года застало Орлову и её мужа, режиссёра Григория Александрова, в Риге. Едва добравшись под бесконечными бомбёжками через Минск в Москву, Александров немедленно взялся за съёмки короткометражного художественного фильма о героических действиях нашей армии («Боевой киносборник» №4), в котором снялась и Орлова. Бывшая письмоносица из легендарной «Волги-Волги», Стрелка в пилотке, гимнастёрке и сапогах одновременно играла на тяжёлом баяне, пела «антигитлеровские» куплеты и лихо отплясывала. После нескольких таких дублей актриса едва стояла на ногах.

16 октября 1941-го фашисты стояли у стен Москвы. В городе начали проявляться следы паники. Неизвестно, по чьему распоряжению, на афишных тумбах и стенах домов кто-то расклеил гастрольные афиши Орловой – это ощутимо помогло сбить хоть часть волны паники. Люди поняли, что оборона Москвы продолжается и столицу не сдадут. Поздней осенью Орлову эвакуировали в Баку, где Александров стал директором и художественным руководителем местной республиканской киностудии. Любовь Петровна продолжала сниматься.

Семья и дело

В том же 1941-м вышел на экраны фильм Григория Рошаля по одноимённому роману Горького «Дело Артамоновых». Актрисе досталась очень небольшая роль, но и здесь она сверкнула подобно бриллианту. Популярность Орловой, несмотря на бушевавшую Вторую мировую, не меркла не только в СССР, но и за рубежом. В 1942 году актриса посетила с гастрольной поездкой Тегеран, где её ждал оглушительный успех не только у местных зрителей, но и массы представителей иностранных посольств, консульств и прессы.

На следующий год ещё одна роль в очередном фильме мужа – «Одна семья». Лента, состоящая из нескольких новелл, рассказывает об одном дне приехавшего в Баку на побывку танкиста Наджафе, а также о героических буднях жителей Баку. 16 октября 1943 года в Москве, в Доме кино состоялся первый показ фильма, он же оказался и… последним. Картина так и не увидела зрителя. По мнению критиков-цензоров: фильм «Одна семья» крайне слабо освещал борьбу советского народа с немецко-фашистскими захватчиками.

С победной весной 1945-го неугомонный Григорий Александров задумал свою победную, вновь музыкальную и отчасти научно-фантастическую… Впрочем, «Стоп – мотор!»

* * *
…Европейский киношик. Уникальная «солнечная» картина. Площадка для «отступления». И портниха, и повариха. Секс-звезда СССР. Атомная бомба, Орлова и разведка. «Разбитый» «Сувенир». Стриптиз по-советски. Одиночество бегуна в гонке за молодостью. Враги и мода. Кинематограф – судьба и рок. Сияющая сквозь время… Об этом и не только – в следующей «Телемании».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)