Почитай родителей и старших…

Помню, как мы, дети, собирали стёклышки, шили из тряпок куклы. Не было света, не было хлеба, собирали колосья, мололи вручную… Стряпали лепёшки. Одеты были плохо. Колхозники сдавали мясо, молочные продукты государству, помогали фронту. Первая учительница была Цыпелма-бакша. После 2-го класса стал преподавать Цыбик-Доржи Цыренжапов. Мы уважали учителей. Уроки делали при свете керосиновой лампы. Летом мы собирали горох по железной дороге, собирали ягоды, дикий лук. Помогали семье. Трудное послевоенное время было.

Абрам Эжи

Мама зарабатывала трудодни, как все женщины нашей деревни Укурик. В конце года оставались в долгу. Мама моя, Дулсан Цыренжапова, всегда была на работе. Впрягали быков или лошадей в плуг, пахали поля. Летом ездили на покосы. Неделя оставалась до занятий, и нас, детей, везли в деревню в школу. После 4-го класса мы учились в Могзоне.

1953 год был траурным, умер тов. Сталин. Помню урок русского языка: пришла учительница и сказала, что умер вождь, Сталин. Мы все, дети, плакали. Через какое-то время построили летнюю школу в Улётке (село в Хилокском районе в составе городского поселения «Могзонское». – Прим. ред.). Ходили в школу 2 км. Часов не было, радио отсутствовало, время определяли по звёздам. Так учились. В Улётке леспромхоз был большой. Я с подругой Валей продавала зерно по утрам перед школой. Стучали в окна, спрашивали: надо или нет зерно. Жили, трудились, верили, что всё будет хорошо. Детьми летом купались. Помню, как накупаемся, потом греем ноги возле кузницы. Летом жила у бабушки Даримы. Бабушка была строгая. С бабушкой ходили собирать черёмуху. Бабушку в селе называли Абрам Эжи, по имени старшего сына, который не вернулся с войны.

Жил в Укурике один китаец. Занимался огородничеством. Выращивал морковь и другие овощи. Иногда дети заимствовали морковь у него. Он говорил: «Санга знает». В то время председателем колхоза работал Сангаев – отец Дампила. Так жили и трудились жители Укурика.

Помню, купили для села трактор. Все жители вышли встречать трактор. Это было счастье. Так радовались. Люди были дружнее, добрее, помогали друг другу как могли. Стояли в очереди за хлебом. Продавцом работал Шимыт-бабе, хромал. Пришёл такой с войны, раненый, наверное. Он старался обеспечивать продуктами село. Возил продукты из Могзона. Хлеб резали на части – по едокам.

Второе рождение

Жители села – буддисты. Искренне верили и верят. Когда нельзя было молиться, люди молились дома.

Моя старшая сестра Долгорма рассказывала о том, как однажды пришла из школы, зашла домой – ничего не видно. Только кашель слышно и дыма полно. Смотрит – открыта дверца печи, и я лежу, горит одежда на мне. Она очень испугалась, схватила меня, побежала на улицу, стала катать меня по снегу. Увидели соседи, прибежали, помогли снять одежду. Почему я одна была? Тогда не было садика, детей оставляли одних, ведь во время войны женщины работали в колхозе с утра до ночи. Меня увезли в Хилок. Мама рассказывала, что вечером мазали мазью, а утром стирали бинт. Улучшения не было. Кто-то подсказал, что есть бабушка в Харагуне. Она лечила наговорами и народными средствами. Она меня спасла. К сожалению, я не знала её имени и не сказала спасибо. Первый раз спасла меня сестра Долгорма, а второй раз – бабушка из Харагуна. Вот пишу воспоминания, и слёзы навернулись на глаза, всё детство проходит перед моими глазами.

Мой отец, Сандак Бадмаев, 1911 года рождения. Подростком работал в Чесанском дацане, потом работал в колхозе. Ушёл на войну, был пехотинцем, воевал в Старой Руссе. После войны ещё служил и работал чабаном в военном совхозе в районе Цугульского дацана. Умер молодым, после операции.

С мировым именем

С большим уважением отношусь к своему дяде, Цыбик-Доржо Цыренжапову, и Галине Очировне за книгу «История села Укурик». Эта книга стала библиографической редкостью. Ценим и уважаем за их труд. Цыбик-Доржо Цыренжапов написал книгу «Чесанский дацан». Эта книга является сборником воспоминаний родных, друзей и близких лам. Эта книга – попытка оставить в истории развитие буддизма в Бурятии. Их уже нет, но книги останутся на века.

В нашей деревне работал и жил народный умелец Бальжин Намдаков. Он делал серьги из серебра, различные украшения. Был мастером на все руки. Помню, как он сделал своей младшей сестре Гэма красивое украшение на зависть всей детворе села. Талантливый умелец, самородок от природы. Продолжил дело своего отца и развил его Даши Намдаков – скульптор с мировым именем. Я горжусь, благословляю его и других на благие дела, ведь небольшое село Укурик богато людьми с яркими талантами.

Мои дети. Старший сын Виктор Цыбиков окончил Московскую ветеринарную академию им. К.И. Скрябина. Работал в Хилке в зверосовхозе. Потом работал в лесном хозяйстве. В настоящее время на пенсии, но продолжает работать.

Средний сын Слава Цыбиков работал машинистом в г. Улан-Удэ. В настоящее время на пенсии.

Младший сын Вадим Цыбиков окончил политехнический институт в Чите. Работает.

Немного обо мне

После окончания 7-го класса мы переехали в Новую Куку, где я окончила 10-й класс. Год работала в совхозе, потом поступила в Читинское культпросветучилище. После окончания в 1962 году была направлена в библиотеку при завкоме Читинского завода металлорежущих станков. С 1969 года возглавляла библиотеку ГРЭС. В 1972 году окончила Восточно-Сибирский институт культуры. Библиотека тесно связана была с комсомольскими и партийными организациями всех предприятий нашего посёлка. Деловой характер этих отношений проявлялся в совместном планировании и организаций мероприятий. Мне повезло с коллегами по работе. Добросовестные, ответственные, знающие специалисты. Преданность своему делу, душевность в общении с читателями сделали библиотеку посёлка одной из лучших среди профсоюзных библиотек Читинской области. В 1980 году награждена знаком ВЦСПС «За отличную работу». В 1989 году указом Президиума Верховного Совета РСФСР награждена медалью «Заслуженный работник культуры РСФСР». В настоящее время на заслуженном отдыхе.

Я горжусь людьми нашего села. Они трудолюбивы. В любых случаях найдут работу. Часть молодёжи разъехались по городам, но летом приезжают, привозят детей. Многие остались в селе, занимаются сельским хозяйством.

Несколько слов-обращений к молодёжи. Почитай родителей и старших, будь честным и правдивым во всех случаях. Будь хорошим примером для других. Надлежавшее слово – это слово, выражающее доброту, добрые мысли и справедливость во всём. Стремись к знаниям. Добро и любовь – это главное начало в жизни человека.

Евгения Цыбикова, с. Укурик Хилокского района

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)