Приключения с 12-ю предметами мебели

Для чего служит домашняя деревянная мебель? Ясное дело для чего. Для украшения и пользы человеческой жизни – на ней и в ней располагаются посуда, книги, домашняя аппаратура и прочие нужные в быту предметы. На мебели можно сидеть (кресло), лежать (кровать) и полёживать (диван, тахта, кушетка и т.п.). Если мебель – антиквариат, то в неё можно вкладывать деньги, и не только в опосредованном значении этого понятия, но и в прямом. И не деньги, а… В общем, мебель может служить банковским сейфом. Секретным! С сокровищами! Доказано и показано 50 лет назад гениальным мастером советского кинодела Леонидом Гайдаем. Сегодня, в преддверии золотого полувекового юбилея, а также накануне 98-летия со дня рождения великого комедиографа (30 января), все как один идём на охоту за дюжиной стульев вместе с героями киношедевра отечественного кинематографа. Итак, «лёд тронулся, господа присяжные»!

Неуловимая мебельная киномечта

Дело началось ещё в 1967 году, когда Леонид Иовович завершал один из своих шедевров – картину «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». Съёмочный процесс завершился, и начались монтаж и тонировка (озвучка) ленты.

В один из таких дней Гайдай, придя на «Мосфильм», поделился со своими коллегами тем, что решил «окончательно завязать с Шуриком и «троицей» – Трусом, Балбесом и Бывалым». «Ну, изжили они себя, – объяснил Гайдай приятелям, друзьям, коллегам, руководству. – А самоповторов-продолжений делать нет никакого желания».

Однако вскоре режиссёр поделился новым «авантюрным» планом – экранизировать одно из своих любимых произведений – роман Ильи Ильфа и Евгения Петрова «12 стульев», написанный в 1927 году.

В конце 1967 года Гайдай обратился в Госкино с этим интересным предложением и получил… от ворот поворот. Оказалось, что как раз в это время другой, хотя и не «комедийный» на тот момент, но замечательный режиссёр Михаил Швейцер уже занимался экранизацией произведения Ильфа и Петрова о похождениях великого комбинатора, правда, «второй» его части – романа «Золотой телёнок». Две одновременных экранизации Госкино не одобрило, и Гайдая попросили подождать годик-другой-третий… Режиссёр тихо «разбушевался» и с досады, а также чтобы не быть в простое, устроил другую «авантюру», но тоже с «бриллиантами-сокровищами», которые засадил не в стул, как тёщенька Кисы Воробьянинова, а в руку товарища Горбункова.

В 1969-м, когда вся страна с энтузиазмом смотрела бриллиантоворукий шедевр и распевала про остров невезения, зайцев-косарей, которым всё всё равно, а также «буржуазно-развратно-разлагающее» танго про гибнущее сердце и город, пьющий пряные алкогольные смеси напитков, неугомонный Гайдай вновь атаковал Госкино, надеясь наконец схватить свою мебельно-сидячую в количестве 12 штук киномечту за «спинку», и… узнал, что экранизацией погони пары за сокровищами мадам Петуховой занимается… Георгий Данелия.

Сказать, что Гайдай расстроился, – это всё равно, что ничего не сказать… С мечтой об экранизации пришлось распрощаться окончательно. И вдруг выяснилось, что Данелия ещё на стадии подготовки съёмочного процесса «перегорел» этим проектом – он ясно понял, что это «не его фильм». Памятуя о мечте Гайдая, он при первой же возможности с радостью передал проект своему другу, и дело закрутилось.

Новый пишущий

Постоянные драматурги режиссёра Яков Костюковский и Морис Слободской, написавшие при участии Гайдая сценарии к его предыдущим «хитам»: «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», создавали только оригинальные вещи, но когда дело коснулось экранизации романа Ильфа и Петрова, признали, что это «не их стихия». Ситуация с будущим фильмом вновь начинала становиться угрожающей. Но! Костюковский был в приятельских отношениях с писателем и драматургом Владленом Бахновым, а также имел опыт книжного и сценарного соавторства с ним (комедия «Штрафной удар», 1963). Не желая оставлять друга в тяжёлой ситуации, он познакомил Гайдая с Бахновым, те быстро почувствовали себя единомышленниками, и обновлённый творческий тандем заработал во всю (Гайдай в каждой своей картине выступал как соавтор сценария).

В случае с «12-ю стульями» Бахнов начал писать сценарий в одиночку, а Гайдай, чтобы наверстать упущенное время, в апреле 1969-го помчался вместе с операторами-постановщиками Сергеем Полуяновым и Валерием Шуваловым выбирать места будущих натурных съёмок. Мотались по всему Поволжью, Кавказу и только к поздней осени окончательно разыскали весь «боекомплект» натуры. В общей сложности, вся предварительная подготовка, связанная с выбором мест съёмок или, как сейчас говорят, локаций, закончилась в декабре 1969 года.

Дворник и отец русской демократии

Едва успев позвенеть бокалами за новый 1970-й, Гайдай в первых числах января занялся актёрскими пробами. Участие в «12 стульях» бывшего бриллиантоворукого тов. Горбункова, в миру – Юрия Никулина, даже не обсуждалось – любимцу режиссёра, популярному актёру была предложена роль дворника Тихона. Юрий Владимирович очень хотел стать Кисой Воробьяниновым, но опоздал – Гайдай пробовал Анатолия Папанова и Ростислава Плятта, а также уже провёл переговоры с Сергеем Филипповым. Папанов и Плятт на роль «отца русской демократии» не прошли, хотя последнему режиссёр поручил, в конце концов, чтение закадрового текста. С задачей актёр справился, хотя и за кадром, но блестяще.

Наконец перед объективами фото- и кинокамер предстал самобытный Сергей Николаевич Филиппов, после которого, кстати, режиссёр других кандидатур на роль Кисы и не искал. Интересно, что для Филиппова эта работа была спасительной в прямом смысле этого слова: актёр, помимо своей тяжёлой развивающейся болезни – опухоли мозга, шёл на поводу у «зелёного змия». Актёра уволили из театра, съёмки в кино состояли из маловыразительных мелких эпизодов. Приглашение Гайдая было последним шансом. Режиссёр доверил актёру свой уже достаточно выстраданный проект, и тот, несмотря на обострение болезни, трудности переездов, смены климата, бытовых неудобств, не подвёл – «завязал» накрепко.

Батюшка, Пуговкин и «индульгенция»

Михаил Пуговкин так же, почти без проб, получил одну из главных ролей картины – отца Фёдора. Правда, сам актёр, будучи человеком верующим, начал сомневаться: «А нет ли греха в осмеянии священнослужителя?» Своими сомнениями он поделился с матерью, на что она ответила: «Ты же не над верой будешь смеяться, а над недостойным пастырем. В этом греха нет». Получив такую «индульгенцию», Михаил Пуговкин «оттянулся» на своём герое на славу.

Сотня комбинаторов

Поиск самого главного действующего лица – великого комбинатора Остапа-Сулеймана-Берта-Марии Бендер-бея – оказался невероятно сложным. Сына турецко-подданного Гайдай искал по всей стране, просмотрев в общей сложности около 100 кандидатур! Перед взором режиссёра прошли «версии» шикарных, но абсолютно разных, не похожих друг на друга Бендеров: Олег Борисов, Александр Ширвиндт, Андрей Миронов, Леонид Каневский, Михаил Козаков, Олег Басилашвили, Спартак Мишулин (см. фото), Владимир Басов, Алексей Баталов, Валентин Гафт, Евгений Евстигнеев, Николай Рыбников, Николай Губенко и другие. Гайдай со всей своей склонностью к экспериментам предложил попробоваться на роль комбинатора популярному певцу… Муслиму Магомаеву. Но певцу не нравился ни роман Ильфа и Петрова, ни его главный герой – авантюрист и жулик.

«Фарту не будет!»

Наконец Бендер был найден. Им стал знаменитый бандит Фокс из будущего знаменитого «Место встречи изменить нельзя», а на тот момент – не слишком известный актёр Александр Белявский (см. фото на иллюстрации-заставке).

Итак, всё было готово к первому съёмочному дню. Он наступил 10 марта 1970 года. Но тут вмешалась Судьба. Как известно, настоящие киношники – люди по-своему суеверные, и согласно традиции в первый съёмочный день ассистентом режиссёра об пол бьётся тарелка «на счастье». Так вот… В 6-м павильоне «Мосфильма» 10 марта в 10:30 тарелка, брошенная ассистентом на пол, не разбилась!

Гайдай побледнел и, страшно расстроившись, прокричал: «Ну всё, труба! Теперь фарту не будет. Не будет. Не будет!..» и ещё в сердцах прибавил кое-что крепкое. Но фарт фартом, а снимать-то всё равно пришлось: кино – дело государственное. Увы, через несколько дней режиссёр убедился, насколько верна дурная примета…

На этом пока стоп, мотор! До следующей нашей встречи…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)