Параллельно с работой или вместо неё? В свободное время или с 9 до 18? Может ли увлечение стать источником дохода? Такие вопросы автор этих строк задала своим собеседникам-предпринимателям. Цель – рассказать читателям, можно ли в наши дни превратить хобби в любимую работу? Каков он, забайкальский малый бизнес?
Познакомиться с этими творческими и активными людьми мне удалось на форуме «Мой бизнес – моё Забайкалье – 2024». На выставочной площадке мероприятия деловые люди презентовали свою продукцию, делились опытом и просто общались.
Если хочешь, то не трудно
Наталья Малышева – фотограф и швея. Она изготавливает текстильные изделия для дома: детские игрушки, одеяла, покрывала. Всё из натуральных тканей, стирается, не линяет, не вызывает аллергии. Игрушки небольшие, легко помещаются в детскую руку, кармашек или рюкзак. Можно брать с собой, играть в семейные истории.
Говоря о том, как получается быть и мамой, и предпринимателем, Наталья делится, что возможно всё, главное – захотеть. Сейчас работает как самозанятая. Оформление этого статуса занимает всего лишь 10 минут через приложение «Мой налог». Вносишь данные, становишься на регистрацию и каждый месяц отчитываешься по доходам.
«Материалы раздобыть – не проблема, – говорит Наталья. – Сейчас, в эпоху маркетплейсов, почти всё можно заказать дистанционно». Своим личным бизнесом она занимается второй год. По профессии Наталья Малышева психолог. Рассказывает, что пока ребёнок был маленький, она проводила всё время с ним рядом. Сейчас началась учёба в школе, а сама Наталья решила податься в творчество, тем более есть возможность на этом зарабатывать. Как фотограф участвовала в социальном контракте, выиграла сумму на покупку фотоаппарата.
«Социальный контракт – это система помощи мамам, которые имеют достаток не выше среднего, у которых есть несовершеннолетние дети, – говорит Наталья. – Пишешь бизнес-план, защищаешь его, если комиссия одобряет, выплачивается сумма, приобретаешь то, что тебе нужно для развития дела, и отчитываешься в течение двух лет. Это сделать нетрудно. Шью я с детства, а навыки фотографирования мне помогают в продвижении своей продукции в социальных сетях. Подобные фестивали дают возможность завести новые контакты, получить позитивные эмоции, себя показать, посмотреть, чем народ живёт».
Свою продукцию Наталья Малышева реализует через знакомых и интернет, форумы, ярмарки. Пока реализацией через маркетплейсы не пользуется, так как сейчас это очень дорого: владельцы торговых площадок берут большие проценты за выход на рынок. Порой требуются сотни тысяч, чтобы зарегистрировать свой товар, плюс плата за хранение на складе. Но вот социальные сети дают возможность рекламировать свой продукт. Скоро Новый год, делаешь то, что интересно людям в предпраздничные дни. Очень хотелось бы видеть анонсы подобных мероприятий, чтобы, как говорится, запланировать посещение. Предпринимательница старается участвовать во всех ярмарках.
«Начинающим советую не робеть и делать первый шаг, обращаться в центр поддержки предпринимательства «Мой бизнес», там оказывают содействие для мам с детьми. Быть может, пока вы не предприниматель, просто любите шить, стряпать. Просто приходите со своей идеей, быть может, удастся её реализовать», – рассказывает Наталья.
Свечи и сувениры
У Ирины Бутырской совместный с супругом Степаном Шипицыным бизнес: домашняя мастерская свечей и арт-студия «Выжигалка». Ирина занимается изготовлением интерьерных формовых свечей, а супруг – выжиганием по фанере.
«Как-то раз мне понравились свечи в интерьере на картинке, и захотелось сделать их самой. Начала искать информацию, что и где, – рассказывает Ирина о том, как всё стартовало. – Постепенно сформировалась домашняя мастерская, которая работает уже пять лет. Идея продавать свечи возникла не сразу, поначалу это было просто хобби. С течением времени их стали заказывать друзья, знакомые знакомых. Сначала в качестве подарков, а после увлечение переросло в небольшой бизнес. Сейчас очень большое количество постоянных клиентов, которые заказывают подарки. Затем у мужа появилось желание купить станок для выжигания по дереву. Так и рос наш бизнес».
Для распространения продукции семейство пользуется соцсетями, а ещё им помогло сарафанное радио. Ну и, конечно же, канал в «Телеграм». Не всегда удаётся попасть в струю запросов покупателей, но бизнес особо хорошо идёт перед праздниками. Сырьё для свечей заказывается через маркетплейсы. Самое главное в технологии изготовления свечей – подобрать фитиль нужного размера, если он маленький, тогда свеча будет тухнуть. Путём проб и экспериментов Ирина отработала технологию изготовления.
«Для свечей используется специальный воск. Плюс есть ещё свои пчёлы: в технологии применяем продукты пчеловодства. Пчёл разводит свёкор, держит хозяйство в микрорайоне Светлый в Смоленке», – делится Ирина.
Начинать бизнес было непросто. Сразу возник вопрос, куда сбывать свой товар? Маркетплейсы сложны тем, что там с продавца берут большие взносы. А вот социальные сети – попроще. Порой приходилось совмещать свой небольшой свечной бизнес с основной работой. По профессии Ирина педагог-психолог. А свечи помогают разгрузиться.
По-домашнему вкусно
Многие забайкальцы, уехав за пределы региона, с любовью вспоминают о своей малой родине. А как приятно в суете больших городов встретить и попробовать что-то своё, родное! Например, чай или ягоды. Микаил Керимов, руководитель компании «Забайкальские истории», рассказывает, что путь к тому, чем интересно заниматься и что пользуется спросом, был неблизким. Они с супругой изготавливают подарочные наборы – чайные купажи, наборы для настаивания, сублимированные ягоды, кедровые стаканы ручной работы. Это всё продаётся в наборах с символикой Забайкалья. Сами делают, сами упаковывают, сами украшают.
Готовя продукт, авторы «Забайкальских историй» мешают чёрный чай с нашим саган-дайля, чабрецом, добавляют ягоды. Предприятие работает 4 года.
Микаил работал в сфере развлечений, а супруга – в офисе «Мегафона», потом в «Школе вождения АБВ».
«В ковидные времена жена решила открыть свой бизнес: чай, подарки. Думали, как раз о тех людях, которые хотят привезти родне и друзьям достойный презент из Забайкалья: и вкусно, и запоминается. Покупатели – земляки в других городах. Создали такой продукт, и он пользуется популярностью», – рассказывает Микаил.
Где можно заказать «Забайкальские истории»? В социальных сетях. А ещё на прилавках «Художественного салона», в кондитерской «Восток», мастерской хлеба, пекарне «Коваль».
До решения открыть свой бизнес супруги пробовали поначалу продавать колготки и носки, не пошло. Вторая попытка – корейская косметика – тоже оказалась комом. Потом были квесты, но эту инициативу «задавила» аренда. После Микаил занялся настойками для мужчин, а жена – чаем. И чайное дело пошло.
Говоря о проблемах начинающего бизнесмена, Микаил перечисляет, что сложности были с пониманием, как считать. Все говорят, нужно начать с бизнес-плана, но для начала надо записывать в тетрадку приход и расход. И не нужно думать, кем ты станешь через месяц. Важно работать «в моменте», тогда все проблемы будут решаться.
Сейчас супруги работают из Петербурга. Переезд в большой город помог с распространением продукта по всей стране. Всё-таки легче из большого города открыть свой кабинет на маркетплейсе, легче развозить товар заказчикам. Ну а они, покупатели, а также название, бренд сами рекламируют товар по России. О «Забайкальских историях» узнали в Москве, Краснодаре. Есть ещё и соцсети: канал в «Телеграм», группа «ВКонтакте».
«Люди интересуются по стране, стоит только попробовать, – говорит Микаил. – Много людей привлекается на ярмарках. Помогают нам и земляки, которые уехали из региона, но с теплотой вспоминают свой дом, ищут то, что напоминает о родине. Они говорят: «Круто, что вы есть».
Виолетта ВДОВЯК,
фото автора