Ветер хлещет так, что машина содрогается под его порывами, солнца не видно, позёмка метёт колючий снег через дорогу, а небо, кажется, лежит на вершинах сопок, которые плотным кольцом окружили село Цугол. Четыре часа пути, и мы в селе, которое славится знаменитым дацаном – памятником федерального значения, а также военным полигоном, где проводят учения, в том числе международного масштаба. Ещё Цугол гордится тем, что его степные ковыли взрастили талантливого актёра, патриота малой родины Александра Михайлова.
История села Цугол началась на рубеже XVII–XVIII веков с первых юрт, в которых размещался будущий дацан и проживали священнослужители. Местное население по традиции занималось земледелием и скотоводством. Сегодняшние жители связывают свою жизнь с воинскими частями, дислоцирующимися в Цуголе с сороковых годов.
«Здесь всегда стояли воинские части, раньше их было четыре, – рассказывает глава сельского поселения «Цугол» Цыпылма Дондокова. – Народу в Цуголе всегда было много. Военнослужащие прибывали на службу со всех уголков страны, офицеры привозили свои семьи. Их жёны учили детей, работали в больнице и других организациях, и это очень благотворно сказывалось на образовании и культуре всех сельчан. Военный городок был застроен пятиэтажными домами. В воинской части работали клуб, детский сад для детей военнослужащих, а на территорию части можно было проехать только через КПП при наличии пропуска.
Чистота, порядок и ухоженность отличали наше село на протяжении многих лет. Все, от мала до велика, ощущали себя в той или иной степени причастными к мощной структуре, именующейся Вооружёнными силами. Но варварские и бездумные сокращения, которые начались в воинских частях после назначения на должность министра Сердюкова, стали началом социального бедствия, которое привело к тому, что люди уехали, многоквартирные дома стали невостребованными, многие местные жители остались без работы. Три дома уже разобраны, два полуразрушены. Теперь вместо красоты и порядка – руины, хоть войну снимай».
Досуг населения, особенно молодёжи, был тесно связан с воинской частью, где был клуб. По местным меркам – шикарный. С фонтаном во дворе, кинозалом, хорошей сценой, где проходили концерты, различные мероприятия и, конечно, танцы. Были спортзал, спортплощадки. Но, к великому сожалению населения, в 1996 году клуб сгорел. Культурного центра не стало. И только через десять лет, в 2006-м, при содействии администраций округа и района в Цуголе построили спортивный зал. Теперь он – центр культурной жизни селян и место встречи гостей.
«Несколько лет назад, – продолжает Цыпылма Бороевна, – к нам приезжала большая делегация представителей власти, в том числе и министр культуры Татьяна Цымпилова. Мы обратились с просьбой о строительстве клуба, но она ответила, что нерентабельно возводить объект в нашем маленьком селе. А у нас только в школе 115 человек обучается! Достаточно много молодых людей, которые либо служат, либо живут в селе».
Выручают опять же военные. Они смогли восстановить свой очаг культуры, и большие календарные праздники – День Победы, День защитника Отечества, которые особо чтут и военные, и цугольцы, – проводятся на их базе.
Проблем немало
После сокращения рабочих мест в воинских частях люди всё чаще стали обращаться за помощью к государству, регистрируясь в качестве безработных. Но жизнь сельчан эти выплаты не облегчают, создавая лишь дополнительные проблемы. Проезд в Могойтуй на наёмном транспорте для отметки и сбора документов всё пособие и «съедает».
И сельским хозяйством заниматься особых условий у цугольцев нет: выпасы и сенокосные угодья ограничены землями Министерства обороны РФ. На полигоне регулярно проходят крупные учения с использованием военной техники, и каждый раз перед началом таких мероприятий командование части извещает главу поселения о том, чтобы владельцы скота не допускали его нахождение в зоне ведения «боевых действий».
Отсутствие достойного рынка сбыта сельхозпродукции, ограниченные условия и нежелание молодёжи продолжать традиции предков привели к тому, что на всё село осталось чуть более четырёх сотен коровёнок, хозяева которых и остались для других односельчан основными поставщиками свежего молока, сметаны, творога и мяса.
…но жизнь продолжается
В основном жители Цугола работают на предприятиях Министерства обороны, в школе, детском саду, на почте, заняты на объектах малого бизнеса.
Не болит голова у руководителя поселения об обеспечении цугольцев водой – есть водонапорная башня воинской части, последняя её и содержит.
Почта в селе пока не «оптимизирована», возможность совершить платежи, сделать переводы, получить посылки и пенсию появляется у сельчан три дня в неделю. Работают и магазины.
Вопрос, который на протяжении последних двух лет волнует каждого забайкальца, будь то горожанин или сельский житель, – вывоз мусора. Пришедший на рынок утилизации отходов региональный оператор «Олерон+» внёс некоторый беспорядок на улицы и в отлаженный механизм работы коммунальных служб.
«Раньше у нас однозначно было чище на улицах, – говорит Цыпылма Бороевна. – Каждый месяц мы объявляли день саночистки, наводили на своих объектах порядок, а командир части выделял машину, и весь мусор организованно вывозился на свалку. Теперь мы не имеем права делать это самостоятельно – таковы новые правила. Сначала, конечно, была неразбериха, сейчас люди стали привыкать к графику вывоза, и ситуация более или менее стабилизировалась».
Шатко и нестабильно на протяжении многих лет обстоят дела с сельским бюджетом. 3 млн 177 тысяч рублей необходимо поселению на обеспечение жизнедеятельности на год, из них только около 350 тысяч удаётся собрать своими силами (земельный налог и налог на имущество). До сих пор недобрым словом вспоминают сельчане 136-й федеральный закон, который кардинально изменил структуру распределения денежных средств, оставив поселениям сущие крохи.
«Планов и задумок у нас много, – подводит итог разговору глава поселения. – Только возможностей мало, приходится исходить из того, что есть, и рассчитывать только на себя».
Жизнь идёт своим чередом, люди, что живут в селе, – дружные, спокойные; особым «криминалом» Цугол не славится. Что буряты, что русские и в Пасху, и в Сагаалган – всегда вместе. С уходом воинских частей многие жители многоквартирных домов перебираются на землю, пришло время заняться подсобным хозяйством. Деревянные дома, построенные в начале прошлого века, в большинстве уже обветшали, поэтому строительство жилья здесь – тема актуальная. Дел да хлопот хватает, и потому вопреки всем социальным прогнозам и невзгодам жизнь продолжается. Молодые создают семьи, рожают детей, строят новые дома и берегут традиции предков.
Старейший в России – Цугольский дацан
В десяти километрах от села на военном полигоне идут учебные боевые действия, глухо ухают орудийные залпы, а на территории храма царят покой и умиротворение. О близости военных напоминают лишь покрытые сеткой трещин стены да звон стекла в оконных рамах. Не спеша идёт каждодневная служба лам…
В наступившем году славный юбилей отмечает Цугольский дацан, история которого началась в 1801 году. Сегодня дацан является старейшим в России и внесён в реестр федеральных памятников истории и архитектуры.
Это единственный храм в стране, где на главном алтаре установлена статуя Богдо Зонхавы – жившего в середине XIV века монаха, основателя школы Гелугпа, автора нового направления в буддизме, от которого пошло течение ламаизма, получившее широкое распространение в Забайкалье.
История Цугольского дацана величественна и трагична одновременно. Сколько людского горя, потрясений и радостных побед видели эти стены – не перечесть. В начале тридцатых годов прошлого столетия начались политические преследования священнослужителей всех вероисповеданий и конфессий, а в декабре 1933 года около 60 оставшихся лам Цугольского дацана разъехались по другим монастырям. Ко времени закрытия дацана, в 1934 году, ансамбль насчитывал около двадцати основных и вспомогательных построек. Предвидя неминуемое разорение и уничтожение уникального дацана, мудрое решение принял настоятель, решив передать строения военному гарнизону. Предметы религиозного культа были конфискованы, уникальные скульптурные изображения Майдари, Одсэр-Жанма, Дэважин и Гандан разобраны.
И только в 1988 году дацан был возвращен буддийской общине. С этого времени началось его возрождение. Огромным событием для всех прихожан стало возвращение в 2007 году статуи Майдари (Майтрейи) – Будды Грядущего и воссоздание в 2011 году утраченной в тридцатых годах статуи Богдо Зонхавы, средства на изготовление которой собирали всем миром.
«На сегодняшний день Цугольский дацан – крупнейший в России, его прихожанами являются жители районов Забайкальского края, приезжают помолиться люди из Москвы, из Санкт-Петербурга, других городов и даже стран, – рассказывает настоятель дацана Алдар Шойнхоров. – Мы давно ждём реконструкции, не раз поднимали этот вопрос на уровне Министерства культуры Российской Федерации и Забайкальского края, но пока документов нет, попытки включить проект реставрации в федеральную программу успехом не увенчались. За более чем две сотни лет некоторые элементы обветшали, требуется полная покраска и частичная замена фрагментов строений. Ситуация усугубляется тем, что дацан является памятником и с 1980 года находится под охраной государства, а с 1995 года является объектом культурного наследия федерального значения, и мы не имеем права без согласования с Москвой вбить гвоздь, поменять крышу или покрасить стены.
Цугольский дацан входит в число наиболее значимых буддийских монастырей России. Мы изучаем древние трактаты, в дацане собрана большая библиотека, где хранится старинное издание главного буддийского канона – книг Ганжур и Данжур. Сегодня в мире сохранилось только два экземпляра таких канонических сводов. Один – в государственном музее Пекина, другой, чудом сохранённый, – в Цугольском дацане. Ведут приёмы астрологи и врачи. В дацане ведётся активная просветительская работа. 25 монахов готовы к принятию и повторению всех 253 монашеских обетов и запретов…»
***
Близко к Богу и под надёжной защитой военных село продолжает жить своей размеренной жизнью, плетя пёструю косу истории, в которой веками уживаются русская и бурятская культуры, кухня, желание созидать и творить на благо своей малой Родины.