45 лет по экранам, квартирам, подвалам и жизни…
Вторая половина октября… Переливчато играет характерными, почти романтическими, тёплыми «звуками» уюта и комфорта необычный городской (и не только) «оркестр» труб и «гармоней» батарей под управлением и контролем местных, нередко чуть хмельных, бывает, слегка небритых, использующих немало специфических и не всегда нормативных терминов, «дирижёров».
Объединённый «оркестр» отопительного сезона и маэстро – слесарей-сантехников. В эти дни один из них, самый знаменитый, не простой, а кинематографический, с очень вкусной, закусочно-аппетитной фамилией Борщов и по имени Афанасий, принятый на работу начальниками кино-ЖЭКа, сценаристом Александром Бородянским и режиссёром Георгием Данелией, отмечает свой юбилейный 45-й сезон. Сегодня мы продолжаем нашу сантех-кино-афанасиаду. Налива… простите… ну, в общем, поехали…
Похищение
…На роль влюблённой в слесаря-сантехника Афоню кареглазой Кати режиссёр картины Георгий Данелия выбрал начинающую актрису Евгению Симонову и прямо-таки вцепился в неё мёртвой хваткой. Евгения была рада этой роли, дала согласие, но вскоре выяснилось, что она уже занята в авантюрно-приключенческой картине «Пропавшая экспедиция», а съёмки этой ленты уже начались в Башкирии, под Уфой, в тайге. Данелия, что называется, начал искать «пятый угол». Тогда Яблочкин решительно сказал: «Будет тебе Симонова!» Он бросил всё, помчался за тысячи вёрст, в тайгу, и совершил… неслыханное преступление: просто… похитил актрису! Записку, правда, оставил: «Не волнуйтесь, через три дня будем. Ваш Яблочкин». Хитро рассчитал – была пятница, и впереди маячили выходные дни. Однако уже на следующий день с востока, из Башкирии, в Ярославль (именно там были запланированы съёмки «Афони») полетели от директора «конкурирующей» группы истерические телеграммы с воплями и угрозами в адрес «бандита» Яблочкина и его «слесарно-сантехнической шайки». Дирекция студии им. Горького (именно эта студия вела съёмки «Экспедиции») и само Госкино также атаковали: «Яблочкин, Данелия, немедленно верните актрису, не то…» По телефону руководство не постеснялось в некоторых словесных особенностях русского лексикона.
Прожжённые киношники – сам режиссёр, его соавтор – сценарист Александр Бородянский и директор фильма – с согласия Симоновой решили снять все сцены с её участием действительно за… три дня! Забегая вперёд, скажу: успели. Работа шла почти круглые сутки. Спала Евгения Симонова на заднем сиденье машины, пока выставляли свет или переезжали на другой объект…
«Штукатур-то г…»
Евгений Леонов на роль штукатура Коли был тоже утверждён без проб. По словам Данелии, в противовес разгильдяю Афоне, Коля считался фигурой положительной. Однако Леонов своего героя крайне невзлюбил и всё время ворчал, что этот штукатур у него получается «плоским, как блин». Впоследствии успокоился актёр только после съёмок сцены, где помирившийся с женой Коля уходит из квартиры Афони.
На репетиции Леонов вынул из кармана бумажку с телефоном, и из неё на стол случайно выпало несколько монет. Он убрал монетки и записку в карман и сказал Данелии: «А теперь смотри…» И снова достал бумажку из кармана, из неё вновь высыпались монетки. Он снова аккуратно их собрал и положил в карман: «Понял?» «Не понял», – признался режиссёр. «Да говнюк твой штукатур, – проворчал Леонов. – Две недели прожил у мужика, лопал, его чаи гонял, а самому жалко три гроша оставить!»
О пьяни кривой
Во время съёмок сцены в ресторане крупной московской гостиницы «Университетская», там, где разочарованный любовью Афоня плясал под шлягер «Милый, чо, да милый, чо…» пожилой дамской рок-группы, Федул-Брондуков, одетый в драную одёжку и обутый в кеды, вышел в перерыве курнуть на пару минут. Курнул. Но обратно войти уже не смог – охранник наотрез отказался пропустить актёра, поскольку принял за обычного алконавта из соседней пивнушки. «Какой же ты на … артист? Пьянь кривая ты из подворотни, а не артист! Ща как сдам тебя в вытрезвитель!» – угрожая, завопил блюститель порядка, выталкивая Брондукова. Повезло, что мимо проходил ассистент режиссёра, который тут же побежал за «поручителями». «Да это наш кореш, с нами он тут выпиват… – авторитетно заявил Данелия. – Ну, в натуре, начальник. Гадом буду!» И охранник… поверил.
Киноалкоголизация (пиво с яйцами)
Сказав «выпиват», Данелия не погорячился. Во время съёмок некоторые «особо слабовольные» представители съёмочной группы действительно впали в лёгкую (и средней тяжести) алкогольную зависимость. Интересно, что «папа» Афони – Бородянский – пиво, которое немало пьют в фильме, особо и не любил, но в его сценарии была сцена, где в бане Афоня и Коля разбивали в кружки с пивом… яичные желтки (по одному на кружку)! Такой экзотический «обычай» действительно существовал (по крайней мере, в то время) у «профессиональных» пиволюбов в Воркуте, на родине Бородянского, где он и написал «Афоню». Данелия решил, что раз его коллега знает многие тонкости изысканного пивного гурманства, то является большим фанатом пенного напитка. Сценаристу, чтобы не разочаровать режиссёра, приходилось ежедневно пить за обедом и ужином (и не только) это хмелисто-жидкое яство. Огорчило одно: сцена «В бане» не вошла в фильм, а потому зрители так и не узнали рецепт пива с яйцами.
Эротическое-сантехническое
Трудности во время съёмок группа также преодолевала с юмором и большой находчивостью. Снимали эпизод в клубе на танцах, где Афоня «кадрит» брюнетку с пышным бюстом. Но чуть ли не в последний момент выяснилось, что у актрисы Татьяны Распутиной грудь далеко не «эротических» размеров. Данелия с Бородянским, не долго думая, быстро раздобыли большой бюстгальтер и положили в него презервативы, наполненные водой. Ожидалось, что во время танца такая грудь будет очень натурально колыхаться. Но на первой же репетиции, как только Распутина подпрыгнула, презервативы разорвались и окатили её водой. Пробовали использовать воздушные шары, но размеры левой и правой «грудей» никак не хотели совпадать. Шары надували, затем сдували. Наконец, казалось, подобрали, но едва начали съёмку, одна из «грудей» оглушительно… взорвалась. А за ней «взорвалась» рассвирепевшая актриса. Тогда кто-то из группы предложил наполнить бюстгальтер… манной крупой. Правда, от тяжести у интимной детали женской экипировки отскочили пуговицы. Тогда их завязали сзади намертво морским узлом. И… «грудь» так «заиграла» в прозрачной блузке, что потом критики искренне восхищались этой художественной деталью…
Крутой «клубняк» Данелии
Для съёмок «клубных» танцулек» в ДК Данелия попросил, чтобы ему привели самых что ни на есть ультрасовременных музыкантов. Правда, группа, которая была представлена ему как «наисовременнейшая», режиссёра насторожила – «главарь» команды, худющий курчаво-лохматый чувак, явно не внушал доверия, впрочем, как и его «соратники» – расхристанные, патлатые и крайне независимые. На всякий случай Данелия попросил для страховки найти ещё кого-нибудь. Вторая группа оказалась не лучше. Кроме того, проблематичным представлялось заполнить зал клуба массовкой. Не каждый согласился бы всю ночь «пахать» перед камерами всего за… «трёшник» («три кола» или, они же рубля). Когда же подошло время съёмок, подъехать к клубу оказалось невозможным. Его осаждала толпа рвущейся внутрь орущей молодёжи. Оказалось, что они пришли как раз ради музыкальных групп, которые должны были лабать на съёмке. Одной командой была «Машина времени» Андрюхи – «Макара», другой – «Аракс» Шахназарова…
Сантехник – мегазвезда!
Премьера «Афони» состоялась в середине осени 1975 года, точнее, 13 октября 1975 года. Успех был оглушительным. Данелии очень хотелось, чтобы его Афоню Борщова зрители не возненавидели, а пожалели. Режиссёр даже слегка перестарался. Герой получился настолько обаятельным, что на «Мосфильм» пришло немало возмущённых писем от жён пьющих работяг. Особенно запомнилось Данелии одно, в нём дама из Омска спрашивала: «Товарищ режиссёр, а вы сами когда-нибудь спали с пьяным сантехником?» В ответном письме Данелия сознался, что не спал. Ни с пьяным, ни с трезвым. Фильм приняли на ура и критики.
«Афоня», «Оскар» и режиссёр-антисоветчик
В 1976-м картина Данелии была выдвинута на «Оскар» в номинации «Лучший иностранный фильм»! В Голливуде «Афоня» был принят американской публикой как стопроцентно… антисоветский! Данелию даже отговаривали возвращаться в СССР. По мнению его американских коллег по цеху, за фильм о похождениях запойного и непутёвого сантехника, порочащего советскую действительность, Данелию должны были упечь на длительный срок. Европа тоже ничего хорошего не пророчила – на международном фестивале в итальянском Сан-Ремо режиссёра «Афони» вообще провозгласили… диссидентом! Однако, несмотря на комментарии Запада, советские цензоры оказались людьми справедливыми, благородными и с чувством юмора, а потому ничего крамольного в «Афоне» не увидели. Картине была присвоена высшая категория, она вышла на экраны всех кинотеатров страны и стала лидером кассовых сборов 1975 года. С той славной поры минуло 45 лет. Сегодня «Афоню» смотрит новое поколение россиян. Что ж, как сказал в картине сантехник №1 всего СССР А.Н. Борщов: «Страна знает своих героев».