Война, фантастика, Призрак…

Великая Отечественная. Люди огненных 1940-х. Наши и враги. По Ту сторону – полчища нелюдей с паучье-балочными крестами на форменках, и предатели. По Эту – защитники Отечества, истекающие кровью, измотанные в ожесточённых боях с наступающим врагом, но самоотверженные воины – зримые и… не очень, при этом фатально-смертельные для тех, которые по Ту сторону.

Война «не любит» фантастики

Наша война «не любит» фантастики, но допускает в редких случаях. Если к ней и к её героям относятся с должным уважением, без фальши и со всей правдой истории. Не случайно в советской литературе этого жанра произведений с сюжетами, касающимися темы Великой Отечественной войны, было совсем немного. При этом почти никаких инопланетян, суперменов, никакой мистики, а только технико-биологические артефакты и перемещения во времени. Вот, пожалуй, и все «допуски». Так что война допускает фантастику по-своему правдивую, если можно так сказать, фантастику «светлую».

«Попаданцы»

Советский кинематограф в военно-фантастическом жанре создал на моей памяти всего три полнометражные картины, ныне изрядно подзабытые, две из которых были популярными в своё время, и одну короткометражную ленту. Первая из полнометражных – режиссёра Антона Тимонишина «Эксперимент доктора Абста», ставшая одним из лидеров проката 1969 года. В остросюжетной экранизации романа А. Насибова «Безумцы» действовал моряк-военврач Карцов, попавший на секретную базу нацистов, где экипажи немецких подводников в ходе экспериментов трансформировали в зомби смертников-торпедистов, слепо подчиняющихся зловещему руководителю – Артуру Абсту.

Следующие две картины (+ короткометражка) – темы так называемых «попаданцев» – людей, в силу различных обстоятельств внезапно попавших из обычного мира на другую планету, будущее или, как в нашем случае, в прошлое. Точнее, во время Великой Отечественной войны.

Если вы, уважаемые друзья, думаете, что прорывом в фантастическом жанре «попаданцев» стала известная и довольно финансово успешная картина Андрея Малюкова «Мы из будущего» от 2008 года, то вы ошибаетесь. Первыми стали фильмы для детской аудитории: приключенческая «Пятёрка отважных» режиссёра Леонида Мартынюка от 1970-го и скорее драма, хотя и не слишком динамичная, «Если это случится с тобой» 1972 года И. Николаева. В первой картине пятеро пионеров – посетители музея боевой славы – силой фантазии переносятся в лето 1941-го, в приграничный городок, захваченный немцами. Четверо мальчишек и одна девочка создали свой отряд и начали беспощадную борьбу с врагом. Во втором фильме трое пионеров отправились вместе с учителем по местам боёв, где он принимал участие. Двое мальчишек и девочка, рассуждая и споря, как бы они повели себя на месте бойцов Великой Отечественной, пройдя в сумерках через туман, сами попадают в её время.

Короткометражная лента «Что-то с телефоном», поставленная режиссёром К. Осиным в 1979 году, являла собой экранизацию рассказа Кира Булычёва «Можно попросить Нину?», где главный герой, москвич, накануне встречи Нового года пытается дозвониться знакомой девушке Нине, но АТС его постоянно соединяет с Ниной, но с другой – девочкой 13 лет. Казалось, банальный сбой в работе телефонной станции, вот только выясняется, что у Нины-девочки, голодной, озябшей, в холодной московской квартире на календаре 1942 год…

«Тёмная» кинофантастика

Великая Отечественная не любит фантастики, поскольку от фантастики до фантазии один шаг. За этим шагом для поколений, ныне живущих через 6–7 десятилетий после войны, в современный мир через экраны кинотеатров уже шагнула ложь – обратная, тёмная сторона фантастики. Она опасна помимо прочего ещё и тем, что маскируется ныне в обозначении вполне реалистических правдивых жанров: «история», «военный», «драма», «биография». На деле это «тёмная» фантастика. Она прячется в титрах-заявлениях по типу: «фильм основан на реальных событиях» или «за основу картины взята книга (или воспоминания) героя имярек» и т.п. И это вся та же «тёмная» фантастика. За этими титрами на фоне каких-то реальных событий следует передёргивание военно-исторических фактов, порой их извращение, бредовые домыслы сценаристов-режиссёров, циничный пересмотр вечных ценностей героев этой войны.

Героев, воюющих теперь уже не за Родину, а, по утверждению киноноводелов, как теперь доподлинно известно, за «булочку», «трамвай» (как в фильме «Зоя», 2021), «за Катю» («Сталинград», 2013) и т.д., иначе говоря, за личные шкурническо-биологические ценности. Эти «герои» протягивают дружескую руку предателям-нацистам. Этих псевдогероев вечно преследуют садисты особисты – смершевцы и прочие представители изуверской советской власти. А ещё они, так или иначе, пытаются косвенно обелить предательство и даже нацизм, иной раз выставляя его представителей цивилизованными и благородными, а то и заслуживающими сочувствия.

Война не любит такой «тёмной» фантастики, поскольку оная ещё и оскорбляет, унижает её, превращая в кровавую, нашпигованную под завязку спецэффектами компьютерную игру с танчиками, самолётиками, силиконовыми белозубыми дамочками, одетыми в чистенькую (иногда с такой же чистенькой грязью) с иголочки фронтовую форму «от кутюр» (постельно-фронтовые сцены прилагаются) и мишенями-врагами.

Оттенок «Красного»?

Война боится, но уважает современную кинореальность и её героев в виде картин «В августе 44-го», «Брестская крепость», «28 панфиловцев» и некоторых других. Но подобных картин единицы.

Война не любит фантастики, но допускает в редких случаях. Какого её оттенка будет детище режиссёра Юрия Богатырёва («Иуда», 2013, сериал «СашаТаня», 2015) по имени «Красный призрак», чьё явление на экраны страны состоится 10 июня сего года? Совсем кратко о его сюжете…

30 декабря 1941 года, выходя из окружения в районе посёлка Вязьма («Вяземский котёл»), небольшой отряд советских солдат вступает в неравный бой с особым подразделением вермахта. Каждый красноармеец готов пожертвовать своей жизнью ради защиты Родины. И среди них получеловек-полупризрак, который внушает фашистам смертельный, животный страх. Его почти никто не видел, зато всегда очень заметны горы трупов, которые он оставляет после себя. В годы Великой Отечественной войны все знали его как Красного призрака. О нём слагались легенды по обе стороны баррикад…

В фильме снялись актёры: Юрий Борисов («Дорога на Берлин», 2015, «Калашников», 2020), Владимир Гостюхин, Михаил Горевой и др. В роли Красного призрака выступил Алексей Шевченков («Иуда», 2013, «Спасти Ленинград», 2019, сериал «Перевал Дятлова», 2020).

Авторы фильма утверждают в интервью, что в образе Призрака нет «никакой голливудской «супергеройщины». Также сообщается, что «Красный призрак» снят в стиле работ Квентина Тарантино, в частности, его фильма «Бесславные ублюдки» (псевдовоенный боевик 2009 года о борьбе группы героических молодых евреев против нацистов, в финале – с ликвидацией Гитлера, приехавшего в кинотеатр посмотреть новый фильм. – Прим. автора). Зрители «Призрака» столкнутся с реалистичной картиной военного времени: здесь будет много крови, насилия и смертей. Поэтому эту киноленту лучше смотреть без детей».

Ну что ж, комментарии к вышеизложенному излишни… Какого «оттенка» будет новейшее и всё-таки «фантастическое» изделие отечественного кинематографа, пусть решит каждый для себя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)