История самого грандиозного кинопроекта
Великий роман и его 11 экранизаций: короткометражных и в «полный метр», немых и звуковых, чёрно-белых и цветных, кинотеатральных и телевизионных, отечественных и зарубежных… Таких разных, но одинаковых в стремлении явить зрителю ужас Войны и прелесть Мира на фоне бушующих и вечных человеческих страстей: любви, ненависти, героизма, низости, благородства…
60 лет назад началась работа над самой масштабной экранизацией бессмертного произведения Льва Николаевича Толстого, и мы отправляется в легендарное кинопрошлое. В «Телемании» – самый величайший кинопроект XX века, грандиозная эпопея-экранизация одноимённого романа, картина Сергея Бондарчука «Война и мир»!
Зритель пишет и требует
В 1959 году на экраны СССР вышла первая полнометражная кинотеатральная версия романа Льва Толстого – картина режиссёра Кинга Видора «Война и мир» (США, при участии Италии, бюджет – 6 млн долларов, хронометраж – 3 часа 28 мин, год создания – 1956-й). Несмотря на некоторую псевдорусскую, но вполне безобидную «клюкву», вполне себе масштабная американская киноверсия «Войны и мира» была с восторгом встречена советским зрителем, изголодавшимся в период «малокартинья» 1950-х по зрелищным режиссёрским работам. Успех голливудской ленты заставил руководителей советского кинематографа серьёзно задуматься об отечественной экранизации романа: близилось 150-летие Бородинской битвы, наступало время хрущёвской оттепели, а зритель ожидал, когда же герои великого русского произведения станут героями подлинными, а не костюмированными. Зритель даже требовал…
В ЦК КПСС и Министерство культуры пошли многочисленные письма: «Фильм по-своему хорош, но что за позор – Голливуд снимает то, что должны снимать советские режиссёры!», «Товарищи, стыдно, что великий подвиг народа и победы наших славных полководцев Кутузова, Багратиона, Барклая-де-Толли, как и роман Толстого, на экране чтят только янки!», «Почему американцы, а не мы?» и т.д.
«Война и мир»… на троих
Великой стране явно была нужна своя экранизация великого романа. Однако министр культуры Екатерина Фурцева с окончательным решением призвала не спешить. Если снимать, то ошибиться с выбором режиссёра нельзя: предстоит грандиозная работа, колоссальные траты, в случае провала – огромнейшие убытки. Кандидатам на режиссёрское кресло будущей картины Фурцева предложила снять пробную, как сейчас говорят, «пилотную версию» – экранизировать небольшой эпизод книги. Автор лучшей работы возглавит проект.
Кандидатами были мэтры советского кино: Михаил Ромм (он со студентами во ВГИКе разбирал роман Толстого как основу для фильма), Иван Пырьев (уверял, что готов браться хоть сейчас) и Сергей Бондарчук. Ромм отказался. Пырьев много говорил, страдал приступами звёздной болезни, ревновал Бондарчука к теме, однако в итоге ничего не представил. А Бондарчук снял сцену «Расстрел поджигателей» (чтобы ничего не оставлять армии Наполеона, москвичи сами поджигали свои дома и лавки). На роль Пьера Безухова исполнителя найти не мог, потому сыграл сам (см. фото справа на заставке), просто чтобы было ясно, как всё должно выглядеть. И вопрос о кандидатуре отпал.
В феврале 1961 года вопрос об экранизации «Войны и мира», самого масштабного проекта в мировой кинематографии, был окончательно решён.
Сценарий
В апреле началась предварительная подготовка к работе над фильмом, рассчитанном на три серии. Только на разработку сценария было выделено в общей сложности 150 тысяч рублей (средняя стоимость бюджета обычного фильма)! Бондарчук и его соавтор, драматург Василий Соловьёв («Дорога к звёздам», «Нейтральные воды») в течение года мастерски, с максимальной точностью смогли перевести роман Толстого на киноязык. Правда, сценаристов несколько смущал тот факт, что из-за обилия материала фильм становился длиннее на одну серию (вместо запланированных трёх). К счастью, главного «продюсера» проекта – государство – это не смутило. Дело касалось не только творчества, но в первую очередь, престижа всего СССР.
В марте 1962-го литературный сценарий фильма «Война и мир» в четырёх сериях был обсуждён и одобрен на совещании в Министерстве культуры. Создатели получили доступ к музейным фондам, использовали для съёмок подлинную мебель и аксессуары XIX века. Для пошива десятков тысяч костюмов директор картины привлёк Госплан СССР и Министерство лёгкой промышленности СССР.
Минобороны в «Войне и мире»
С самого начала проект по вполне понятным причинам взяло под своё крыло ещё и Министерство обороны СССР, предоставившее лошадей и целые воинские подразделения – десятки тысяч военнослужащих для массовок, а также специальную военную технику, связь и вертолёты для съёмок с воздуха. В ходе работы над фильмом был сформирован отдельный кинематографический кавалерийский полк в составе около 1500 всадников, который впоследствии был успешно задействован во многих других советских фильмах.
Кино-артподготовка и первые рекорды
30 марта фильм «Война и мир» был запущен в подготовительный период, на который были выделены астрономические суммы: 795 тысяч рублей на актёрские пробы, постройку декораций и т.д., плюс 600 тысяч на приобретение необходимого инвентаря.
Отбор актёров начался весной и проходил всё лето 1962 года. Помимо гигантских массовок, одних только ролей-персонажей в фильме предусматривалось свыше трёхсот!
На главную женскую роль Наташи Ростовой пробовались многие ведущие актрисы, в их числе Анастасия Вертинская (стала Лизой Болконской), Наталья Кустинская, Лариса Голубкина, Наталья Фатеева и Людмила Гурченко (см. фотопробы), но выбор Бондарчука был неожиданным. После нескольких проб он остановился на никому не известной 19-летней выпускнице Ленинградского хореографического училища, балерине Людмиле Савельевой.
Петей Ростовым мог стать Никита Михалков. Он даже начал сниматься, но после первой же серьёзной сцены русской охоты его сняли с роли и утвердили Серёжу Ермилова.
На роль Андрея Болконского пробовались Василий Лановой, Кирилл Лавров, Юрий Соломин и Олег Стриженов. Утвердили последнего, а Лановому отдали роль Анатоля Курагина. Но незадолго до съёмок Стриженов отказался от съёмок, мотивировав отказ тем, что собирается пойти работать во МХАТ, а съёмки, которые грозят растянуться на несколько лет, не позволят ему отдавать всего себя сцене. Бондарчук отправился жаловаться на него в Госкино, но ничего не смог сделать. Зампред только руками развёл: «Ну, не с милицией же заставлять играть Болконского». Даже министр культуры Фурцева, которая лично отвечала за создание эпопеи, не смогла уговорить его сниматься.
Долго не могли найти подходящего актёра на роль Пьера Безухова. Обсуждалась даже «экзотическая» кандидатура в лице знаменитого спортсмена-штангиста, чемпиона мира Юрия Власова. Несмотря на неплохие пробы, рассудительный спортсмен отказался от съёмок: «Мне сыграть Пьера – всё равно, что вас, дорогой Сергей Фёдорович, заставить поднимать олимпийскую штангу…» В конечном итоге Бондарчук, памятуя о своей пилотной пробе «Расстрел поджигателей», решил сыграть сам, хотя и не слишком желал этого: автор фильма был старше своего персонажа лет на 20, впоследствии ему пришлось выдержать немало упрёков от критики и зрителей. Для того чтобы соответствовать экранному воплощению Безухова, Бондарчук был вынужден прибавить в весе около 15 кг (после съёмок он вернулся к прежнему весу).
Также режиссёру хватило упрёков и обвинений в кумовстве по поводу персонажа супруги Пьера Элен Курагиной. Её должна была воплотить красавица латвийка Вия Артмане, но Бондарчук личным нажимом утвердил на эту роль свою жену Ирину Скобцеву.
Кутузовым мог стать Игорь Ильинский, но отвёл свою кандидатуру по причине, связанной с его участием в «Гусарской балладе», причём в той же роли. Утверждённого было Николая Симонова заменили вахтанговцем Борисом Захавой, у которого в союзном Минкульте было гораздо больше покровителей, чем у Симонова.
Наполеоном Бонапартом безоговорочно был назначен блистательный Владислав Стржельчик.
7 сентября 1962 года начались съёмки беспрецедентного по масштабу фильма «Война и мир». Как это нередко бывает у кинематографистов, снимать начали с «хвоста» – четвёртого фильма эпопеи, эпизода, где французские солдаты расстреливают у стен Новодевичьего монастыря москвичей, подозреваемых в поджогах города. Попутно снимали уходящую осеннюю натуру.
Болконский 2-й
Работа уже шла полным ходом, но одна из главных ролей оставалась вакантной. Бондарчук остановился было на Иннокентии Смоктуновском (см. фотопробы), тот был не против, но желание сыграть Гамлета в новой постановке Г. Козинцева пересилило, тем более сам Козинцев с изрядной долей творческой агрессии категорически отказался «отдавать сокровище». Наконец вмешалась Фурцева, настоявшая на кандидатуре скромного Вячеслава Тихонова (см. фото), с которым Бондарчук был знаком ещё по «Молодой гвардии». Многочисленные и мучительные пробы не устраивали режиссёра. В конце концов Тихонов убедил режиссёра в том, что соответствует этой роли.
1 декабря съёмочная группа Бондарчука в полном составе отправилась в первую экспедицию – в Закарпатье, город Мукачёво. В этих местах предстояло снять два больших сражения…
…Грандиозные киносражения, колоссальные массовки, ошеломляющий успех, кинорекорды… Продолжение истории появления шедевра мирового кинематографа, величайшего русского исторического кинополотна – в следующей нашей встрече.