Ломит тело, каждую мышцу, каждую косточку. Даже дышать трудновато. Ноги до сих пор немного подкашиваются, и опять нет-нет да замутит. Лицо тоже выглядит не слишком-то… Разве спрятать под косметикой и «оперативной» компьютерной графикой… И надо опять пытаться улыбаться… Изображать, что всё замечательно… Но лучше без интервью…
Шли вторые сутки после возвращения из космической киноэкспедиции, начатой 5 октября на «Союзе МС-19», продолженной на МКС и завершённой на «Союзе МС-18» 17 октября. Вторые сутки адаптации прибывших с орбиты новичков, которые уже вряд ли захотят туда вернуться.
Пока у побывавших в космосе режиссёра и актрисы, выражаясь грубовато (да простят меня читатели), но по-простому, по-народному, «отходняки» после космической командировки, восторженно-информационный треск и рекламно-пиаристая шумиха вокруг этого события упорно продолжаются. Продолжаются теми, кто «заказывал музыку», – генеральными продюсерами проекта, их коллегами и заинтересованными компаниями. Мы же продолжим начатый в прошлой «Телемании» разбор громкого заявления, что идея снимать художественный фильм в космосе абсолютно нова (общий хронометраж космических сцен составит 35 минут) и принадлежит только им. Это не есть факт. Повторюсь, что целый ряд сцен для драматической картины Александра Сурина «Возвращение с орбиты» (1983) отсняли на профессиональной аппаратуре подготовленные для этого операторы-постановщики – космонавты Владимир Ляхов и Александр Александров.
С «Возращением с орбиты» связан один любопытный «курьёз» – едва ли не во всех источниках в интернете эта картина значится как научно- , а то и просто фантастическая! Хороша «фантастика», демонстрирующая реальные космические корабли, орбитальную станцию, работу космонавтов, пусть и попавших в гипотетическую нештатную, но вполне возможную ситуацию (авария в космосе, проблемы со стыковкой, нехватка кислорода, метеоритный поток и т.д.). Эдак многие картины, рассказывающие о представителях героических профессий и их опасной работе (лётчики, пожарные, моряки, полярники), можно будет обозначать как «фантастика». Кстати, через год после выхода «Возвращения с орбиты» космонавтам Владимиру Джанибекову и Виктору Савиных пришлось попасть в одну из аварийных, опасных ситуаций, показанных в фильме.
А вот жанр будущего «Вызова», несмотря на, мягко говоря, надуманный сюжет, уже значится в интернете как драма, без всякого «фантастическая». Хотя сложнейшая операция на сердце, которую собирается делать главная героиня на борту МКС в условиях невесомости, явно относится именно к фантастике, поскольку, по мнению современных медицинских специалистов в области кардиохирургии, сие оперативное вмешательство не представляется выполнимым. Интересно и то, что предыдущая «космическая» картина находившегося всего несколько дней назад на орбите Клима Шипенко «Салют-7» (2017), в которой выше крыши действительно не имеющих отношения к реальным событиям фактов, также отнесена к драме и триллеру.
Теперь далее. Первый кинопроект, создатели которого решили отправить в космос именно актёров (в «Возвращении с орбиты», напомню, этого не было, да и не было в том нужды), – тоже не «Вызов». Если «по чесноку», то первее был всё же…
«Последний полёт»
Ещё в 1997 году известный в своё время режиссёр Юрий Кара («Завтра была война», 1987, «Воры в законе», 1988) планировал снимать на борту тогда ещё действующей советской орбитальной станции «Мир» художественный фильм с рабочим названием «Последний полёт». Сценарий нового фильма Юрия Кары представлял собой свободную экранизацию романа Ч. Айтматова «Тавро Кассандры». В его сюжете: космонавт Андрей Крыльцов принял решение не возвращаться на Землю в знак протеста против закрытия станции и стал первым космическим монахом, приняв имя Филофей.
На главную мужскую роль был приглашён Владимир Стеклов (см. фото). Актёр прошёл полный курс подготовки космонавтов и должен был провести, работая на станции «Мир», 45 суток. Вместе с ним должны были отправиться ещё двое членов съёмочной группы, а один из космонавтов-профессионалов должен был выступить оператором. Также подготовку к полёту прошли актрисы Наталья Громушкина и Ольга Кабо. Для действительно уникального кинопроекта и полёта не хватило всего 3 миллиона долларов.
За 19 дней до старта, намеченного на 4 апреля, стало известно, что в связи с нарушением финансовых условий договора со стороны организаторов проект прекращён. Полёт не состоялся, советская орбитальная станция «Мир» 23 марта 2001 года была затоплена в Тихом океане…
Космическая «киногонка»
Итак, ни о каком, по крайней мере, полноценном первенстве проекта «Вызов» (идея и съёмки фрагментов фильма в космосе) речи идти не может. Одной из целей «Вызова» его хозяева назвали «лидерство России в кинокосмической гонке с США». Здесь ничего не скажешь – обогнали. Ну… ура, что ли?! Сомнительное, правда, достижение, причём чисто «механическое». И за чей счёт? И с каким будущим результатом? В современном, крайне нестабильном и непредсказуемом киномире эпохи «короны» тот же Голливуд всё же умудряется оставаться уверенным, что его продукт окупится. О современном российском кино этого, несмотря на единичные успехи, не скажешь.
Да, К. Шипенко и его комедия «Холоп» (2019) с претензией на оригинальность, созданная, весьма похоже, на «стыке» сюжетов известных картин «Иван Васильевич меняет профессию» бессмертного Гайдая и голливудского «Шоу Трумана» Питера Уира от 1998 года, собрала в прокате рекордную для российского кино сумму. Но это, повторюсь, пример из скромной обоймы исключений.
Да, РФ в случае с «Вызовом» обогнала США. Только вот американский кинематографический экипаж в составе известного режиссёра Дага Лаймана (цикл «шпионских» боевиков о Джейсоне Борне «Идентификация Борна», 2002 (всего 5 фильмов), «Грань будущего», 2014) и актёра Тома Круза (в представлении не нуждается), который так лихо обставила рогозинско-эрнстовской команда, собирается лететь на МКС на «негосударственном» корабле Илона Маска Crew Dragon, с финансово-экономическими гарантиями Голливуда и, грубо говоря, исключительно «за свой счёт». В отличие от…
Так что пока эта победа в космической киногонке с США не более, чем пиррова (буду рад, если я ошибусь). И есть высокая вероятность того, что сюжет у американцев окажется более правдоподобным и захватывающим, нежели тот, о котором мы узнали из скудных двух-трёхстрочных синопсисов «Вызова».
Звёздные энтузиасты СССР
Далее. Хозяева российского космического кинопроекта уже не раз завили, что «Вызов» будет прорывом, «подвигнет интерес у молодёжи к космической теме» и возвратит престиж профессии космонавта. В пример приводилась «Планета бурь» Павла Клушанцева от 1961 года (премьера состоялась 14 апреля, то есть буквально спустя двое суток после полёта Ю.А. Гагарина), после просмотра которого в нашей могучей советской державе активизировался интерес миллионов граждан к теме космоса, космонавтики, исследований других планет. Подобную мощную вспышку через 12 лет дала дилогия Р. Викторова «Москва – Кассиопея» и «Отроки во Вселенной» (1973–74 гг.), после просмотра которой вдохновлённая молодёжь активно пошла в космическую и смежные с ней отрасли, в науку.
От современного, уже распиаренного до нельзя «Вызова» повального интереса к космосу, как и желания становиться космонавтами, у молодёжи вряд ли возникнет.
Не дождётесь!
Как бы ни пыжились авторы и хозяева этого пафоса, как бы ни хотели. Во-первых, за последние три десятилетия Россия сделала всё, чтобы молодых как можно больше начали интересовать личное благополучие, личный карьерный рост, финансовый успех, поменьше работать и, чего там, как можно больше потреблять. Да и образование летит по заданной правящими кругами РФ траектории – в тартарары. Какие уж тут, к чёрту, романтика и звёзды… Живи, вертись…
Во-вторых, настоящие «космические» поколения 1960–70-х росли и воспитывались совершенно при ином социальном строе. Строй современный, который даже капиталистическим назвать нельзя, не способен рождать поколения романтиков космоса, которые миллионами стремились бы строить космические корабли, исследовать планеты и путешествовать к новым внеземным мирам. Удел современного строя в стране – НАЖИВА.
В финале – пример. Буржуй, капиталист-частник и романтик Маск вкладывает в космос (исследования, технологии, полёты ракет и космических кораблей) миллиарды. Подобные ему Д. Безос и Р. Бренсон на собственных ракетоплане Unity («Единство»), а затем на корабле многоразового использования New Shepard («Новый Шепард») лично совершили суборбитальные космические полёты.
Убогий уровень «космоса» российских олигархов да «сверхчиновников» – дворцы, офшоры, яхты, крутые авто да золотые унитазы…
P.S. «Откуда деньги, Зин?»
Во сколько обойдётся «Вызов» и поездка на МКС режиссёра и актрисы для страны, если только стоимость «билета» Туда и Обратно для одного профессионального космонавта обходится порядка 20 млн долларов (почти 1,5 миллиарда рублей)! Для «туристов» – все 50 млн (т.е. 3 млрд 600 млн руб.).
Пробывших с 5 по 17 октября на МКС К. Шипенко и Ю. Пересильд, официально именуемых «участники полёта», а не космонавты, «Роскосмос» свозил на орбиту по щадящим «профессиональным» расценкам, и прокатали они на двоих «всего» 3 000 000 000 рубликов! А если бы по-честному, по туристическо-пассажирской расценке, то было бы свыше 7 миллиардов. Экономия!
А деньги, «Зин», что бы ни говорил глава госкорпорации «Роскосмос» и один из генеральных продюсеров «Вызова» Д. Рогозин (финансирование, дескать, не из госбюджета, а из средств Федеральной космической программы), в конечном итоге, один чёрт – налогоплательщиков. А значит, «банкет» за наш счёт, друзья.
Плюс к этому всему выделенные Фондом кино 400 000 000 рублей на поддержку «Вызова»! На эти космические суммы можно было снять шесть-семь отечественных, если не блокбастеров, то потенциально кассовых, зрелищных картин талантливых авторов, которые не могут пробиться через «блатные» препоны-подходы к Фонду…
Что и откуда вкладывает в проект «Первый канал» – это уже другая песнь. Что касается остальных продюсеров-инвесторов «Вызова», то и это дело частное.
Но окупится ли сверх-супер-пупер-мега-ультра-кинокосмический проект??????