Забайкалье глазами француза

Продолжение. Начало в № 43, 45, 47

От Сретенска до Благовещенска

12–17 июля

Сретенск, ни много ни мало, большая деревня, лучше построенная, чем другие. Но для меня она чрезвычайной важности; уже задолго я мечтал о ней. Она должна была положить конец моему путешествию в тарантасе. С этого момента непрерывный водный путь связывал меня с Европой. Мне оставалось только мирно отдаться течению Шилки и Амура до Николаевска, при желании достигнуть берегов Тихого океана. Меня тешила эта мысль, и я бы был полностью счастлив от такой перемены, если бы не досадная позавчерашняя неприятность – был покусан собакой на одной из станций. Тяжёлый перегон накануне растравил мою рану, и я был приговорён почти к полной неподвижности, усугубляемой по временам приступами боли.

Единственное место, предназначенное для путешественников, ожидающих отплытие, напыщенно называлось Вокзал (Vauxhall). Нет необходимости упомянуть, что он ничем не походил на учреждения с подобным именем, какие встречаются в некоторых наших больших городах. Вокзал Сретенска состоял из низенького помещения, в котором была бильярдная с несколькими столами и маленькими комнатками вокруг. Та, которая была предоставлена нам, имела пару табуреток и едва места для двух узеньких кроватей. Хозяин, как всегда ссыльный поляк, царил за стойкой буфета, отпуская нам по драконовской цене рюмки ликёра и фальсифицированного вина и неизбежные закуски (zakouska). Можно было заказать и более существенную еду. Однако меню без малейшего разнообразия: котлеты и ростбифы представлены в нём, но известно, что в Сибири так называются в чрезвычайно расширительном смысле катышки мелко порубленного или молотого мяса и кусочки варёной говядины, плавающие в густом супе.

Здесь Шилка, образованная слиянием Онона и Ингоды, в 150 верстах вверх по течению достигает ширины 600 м. Это главный приток Амура, она начинает так называться пятьюстами верстами выше, получив воды Аргуни в Усть-Стрелке (Усть-Стрелка – забытый казачий острог, место слияния крупнейших забайкальских рек Шилки и Аргуни, место, где начинается река Амур. – Прим. переводчика).

Нынешний Сретенск стал главной отправной точкой навигации по Амуру. Здесь зимует большинство русских пароходов, находятся торговые склады, строительство и ремонтные мастерские морского флота. В многоводные годы лёгкие, специально построенные пароходы могут подниматься до Нерчинска, и даже, как это бывало, до Читы; ныне же правильное речное сообщение останавливается в Сретенске. Два раза в месяц пароходы Компании, пользующиеся финансовой поддержкой государства – «Амур» и «Уссури», перевозят почту, пассажиров и товары до Хабаровки, что находится в 2017 верстах вниз по течению. Их график плавания состыкован с пароходами, обслуживающими нижнее течение Амура и подымающимися по Уссури. Девять дней суда идут по течению, а пятнадцать – против течения. Навигация останавливается ледоставом на шесть месяцев и возможна с конца апреля до первых дней октября.

19 августа 1898 г. Чита

Я очень ошибся, задержавшись в Иркутске, и, задумав, во что бы то ни стало нагнать потраченное время, ускорил поездку. Оно мне сильно аукнулось.

После тяжкой дороги и освобождения от тарантаса Чита меня очаровала. К этому нужно добавить, что это редкий сибирский город, я бы сказал, единственный, в котором есть гостиница, достойная Европы своей элегантностью и чистотой. Это гостиница Бадмаева.

Она была воздвигнута одним бурятским авантюристом Бадмаевым, о котором стоит, хотя и кратко, да сказать несколько слов.

После изучения тибетской медицины ему пришла в голову гениальная идея приехать в Петербург и заняться врачеванием по-тибетски. С приятной внешностью и огромной самоуверенностью, он быстро выдвинулся в петербургском бомонде. Переходя от одного до другого покровителя, он дошёл до Александра III, которому сумел внушить мысль о реальных возможностях влияния на бурят их единоплеменника, преданного дому Романовых.

Он особенно подчеркнул царю его возможные услуги в деле перехода бурят в православие, уверяя также в своей личной поддержке и содействии бурят в случае мобилизации в обеспечении поставок войскам.

Император выдал ему значительную сумму на столь полезное дело и дал разрешение на бесцензурный выпуск журнала «Жизнь на восточных окраинах» (La Vie sur les confins orientaux), ему была предоставлена возможность прямого доступа к государю, таким образом, он стал полностью независим от местных властей, губернатора и генерал-губернатора.

Бадмаев, уверившись в своей силе и влиянии, тратил, не считая; построил прекрасную гостиницу, типографию, образцовую ферму и что-то там ещё, ведя роскошную жизнь на царские субсидии.

Но вместо осторожного обращения с местной администрацией, он без всякого опасения ставил её ни во что, и местные власти начали скрытно подрывать его влияние. И ныне, вследствие очень сложных и неясных по сути дел, в которые Бадмаев попытался вмешать Китай, его влияние было подорвано. К счастью для меня, его гостиница существует ещё!

Чита издали смотрится великолепно. Этому городу едва ли полвека, он находится в глубине между покрытыми лесом горами; Чита немного, если смотреть со стороны, напоминает Штутгарт в менее ухоженном варианте, или немного – на Златоуст в менее обрывистом окружении. Вблизи же она менее привлекательна. Построенная на песке в виде шахматной доски, она так велика и пуста, что порождает ощущение неуютности. Именно в этот час город мёртв, раздавлен жарой, бесчисленные собаки скучают и зевают на крылечках домов, не имея даже повода облаять прохожих и покусать своих блох, кои, кажется, все перебрались на людей.

К этому печальному запустению совсем недавно добавилась общественная трагедия – наводнение. Пострадало всё Забайкалье: вследствие многодневных дождей верхние притоки Амура Ингода, Шилка и Аргунь вышли из берегов и покатились вниз, всё разрушая на своём пути, опустошительная волна пронеслась до обширной реки, где и потеряла всю свою мощь. Не только дорога от Читы до Сретенска сделалась совершенно непроходимой во многих местах, не только наводнение причинило огромные опустошения вдоль строящейся железной дороги, поломав мосты, потопив склады в Митрофановке и Сретенске, но и искорёжило уже положенные рельсы, обвалив дорожные насыпи, в некоторых местах поднявшись до изоляторов-стаканчиков телеграфной линии, к тому же, даже здесь, в Чите, оно унесло всю древесину, приготовленную для сплава и отопления зимой, как и все стога сена, поставленные на лугах. Людеи не припоминают подобного здесь, где уже издавна в таких наводнениях знают толк.

Последствия бедствия для области и России неисчислимы: понадобится среди прочих мер защиты поднять полотно железной дороги на сотнях километров, чтобы обезопасить путь от подобных несчастных случаев. Чита в особенности пострадала от наводнения, оставшись без сена. Из-за этого народ вынужден продавать или забивать много лошадей, а из-за недостатка дров тяжело будет пережить наступающую зиму.

20 августа

Прежде чем собирать информацию об области, мне необходимо было осведомиться о том, как мне продолжать мой путь. Передо мной был выбор между сухопутным и водным путями. Дорога на Сретенск разрушена потопом, почта идёт туда с великим трудом, и этот вариант меня мало искушает. С другой стороны, Ингода, впадающая в Шилку, которая, в свою очередь, является притоком Амура, несудоходна до Читы: пакетботы рискуют иногда подыматься за Сретенск при большой воде до Митрофаново (Mitrophane). Чтобы плыть вниз по течению, остаётся выбор между лодкой и плотом. Впрочем, лодку трудно достать в Чите, поскольку жители строят их только для себя. Напротив, плот как плавательное средство используется чаще, представляя двойную выгоду: первая – средство доставки товаров, вторая – хорошая цена при его продаже на брёвна в Сретенске, где хорошая древесина – редкость. К несчастью, наводнение смыло всё лежавшее на берегах, брёвна стали дороги чрезвычайно, и их перепродажа потеряла всякий смысл в Сретенске, где часть древесины, принесённой потоком, была выловлена жителями. В моём положении не было ничего завидного, и я не знал, на что решиться. В гостинице два или три англичанина и один молодой русский сговорились с одним промышленником. Тот за 150 рублей (400 франков) уступил им на загруженном товарами плоту небольшое место. На нём путешественники заказали сделать настил на брёвнах и поставили палатку – укрытие для сна. Завтра они отправляются, а вечером я сходил посмотреть на их сооружение и устройство на плоту.

В великолепных декорациях приближающейся ночи я увидел неожиданный спектакль. На обрывистом, совершенно мокром от ещё вчера стоявшей воды берегу кишела мирная толпа. Всюду появились узлы, тюки, дети и женщины. Горели костры, люди ужинали и пили чай. Они уже два дня терпеливо ожидали отправление плота, на котором они проведут почти в воде ещё четыре-пять дней. Конечно, перспектива уподобиться им и наблюдать совсем близко медленно проплывающие, такие живописные берега Ингоды и Шилки, меня чрезвычайно соблазняла, но перспектива схватить приступ ревматизма восхищала в меньшей степени.

Мы спускаемся, мой товарищ по гостинице и я, посмотреть вблизи этот караван, состоящий из трёх сцепленных между собой плотов. К несчастью, подвела темнота, и я наступаю не на выступающие бревна, а на промежуток между сцепками плотов, и проваливаюсь в ледяную воду. Однако мне удаётся ухватиться за бревно, за которое цепляюсь, не в силах из-за тяжести намокшей одежды выбраться на плот. Человек двенадцать наблюдает за мной. Ах уж эти славные сибиряки, как смешно им моё положение! Как они умирают со смеху, видя мои безуспешные попытки! Нет сомнения, какая радость для них бесплатное зрелище – видеть тонущего человека, если он ослабеет и исчезнет под плотом, будет раздавлен сдвинутыми потоком брёвнами или, по меньшей мере, долго пробудет в ледяной ванне! Ох уж эти добряки-сибиряки! Никто не двигается с места протянуть руку, я цепенею в воде до момента, когда мой прекрасный и весёлый спутник г-н Элгасс (Elgasse) приходит на помощь. Быстро в тарантас!

И через три четверти часа я в своём гостиничном номере. Раздевшись, я сильно растираюсь водкой (vodka), в чём мне помогает мой любезный спутник. Кровообращение вошло в норму, и я отправляюсь ужинать. Признаться, это купание несколько охладило мой энтузиазм к плаванию на плоту.

Продолжение следует…

фото humus.livejournal.com/7476832.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)