Жан-Поль Бельмондо

После невероятного успеха картины Жан-Люка Годара «На последнем дыхании», где 26-летний Бельмондо исполнил свою первую главную роль, предложения от режиссёров посыпались лавиной. Жан-Поль начал сниматься с такими раскрученными и восходящими звёздами кино, как Жан Габен, Софи Лорен, Жан Моро, Лино Вентура, Джина Лоллобриджида, Катрин Денёв, Бурвиль, Ив Монтан, Симона Сеньоре, а также со своим другом и вечным конкурентом Аленом Делоном.

 

Роли Бельмондо были самыми разными. В числе серьёзных драматических – роль молодого интеллигента с коммунистическими взглядами, расстрелянного гитлеровцами, в картине известного итальянского режиссёра Витторио Де Сика «Чочара», молодого кюре в фильме «Леон Морен, священник», образы военных и участников Французского сопротивления в

«Уикенд на берегу океана» (старший сержант Жюлье Майа) и «Горит ли Париж?».

Однако при всём уважении к драмам Жан-Поль любил и предпочитал «гангстерские» боевики, а ещё сильней – комедии и приключения, где можно было от души покуролесить и применить свои энергию и задор. Надо заметить, что зрители в своём подавляющем большинстве также предпочитали именно такое кино с участием новой харизматичной звезды.

Одним из первых и громких таких фильмов стал в марте 1962 года «Картуш» о похождениях весёлого разбойника, лихо орудующего шпагой, родом из XVIII века, по имени Луи Доминик Бургиньон, по прозвищу, вынесенному в заглавие этой франко-­итальянской киноленты. «Соратницей» Бельмондо в этой картине выступила звёздная Клаудиа Кардинале.

Авантюрная комедия «Картуш» попала в советский прокат лишь спустя 15 лет после премьеры – летом 1977 года. Впрочем о картинах с Бельмондо в СССР поговорим в следующий раз. А пока…

 

42 жизни Бебеля

Новая французская суперзвезда Жан-Поль Бельмондо в одних только 1960-х снялся в 42 картинах, воплотив, соответственно, столько же ролей, столько же жизней.

Тогда же актёр, работая в тандемах с другими, более известными звёздами кино, оставаясь по жизни весельчаком и добродушным рубахой-парнем, чуждым какой-либо заносчивости и зависти, начал осознавать, что теперь он уже достаточно «заматерел» и особо не нуждался, что ни говори, в конкурентах в кадре… Он всё больше предпочитал самостоятельно тянуть очередной фильм и делал это со всё большим успехом. Публика всё больше шла в кино именно «на Бебеля».

 

Друг-соперник, афиша и…

Некоторое исключение какое-то время составлял его друг и киносоперник, почти ровесник (младше на два года) Ален Делон. Жан-Поль снялся с Аленом в четырёх картинах. А на съёмках пятой – очень успешной гангстерско-криминальной франко-итальянской драмы «Борсалино» (реж. Жак Дере), вышедшей на экраны 20 мая 1970 года, – произошёл серьёзный разрыв. Оба придумали сюжет и оба исполнили главные роли фильма – соперничающих хулиганов, ставших друзьями. В реальности вышло наоборот. А всё из-за… афиши.

По уговору с Бебелем, имя Делона на официальном постере «Борсалино» должно было быть представлено «равновесно». Но поскольку Делон был продюсером картины, то он сделал своё представление «двойным»: «Ален Делон представляет Бельмондо и Делона в новом фильме…» (см. фото) В общем, Бебель «слегка» возмутился. А поскольку по «горячности» друзья стоили друг друга, то отношения между двумя ярчайшими звёздами европейского кинематографа разладились аж на 20 лет.

И лишь когда оба перескочили «за 60», а зрители начали интересоваться более молодыми звёздами кино, «старики» выпили мировую. После чего с юмором напомнили о себе в комедии 1998-го «Один шанс на двоих» с участием певицы и актрисы Ванессы Шанталь Паради, где исполнили роли двух возрастных красавцев, пытающихся доказать, что кто-то из них, хотя и не молодой, но весьма крутой папаша героини.

 

Бебель и Голливуд

1968–69-е, все 1970-е и первая половина 80-х стали поистине золотыми, пиковыми в карьере Бельмондо. Именно тогда пошли косяком самые известные картины с его участием и, естественно, любимых им жанров – полицейско-гангстерские боевики-детективы, приключения и авантюрные комедии, нередко смешанные в ядрёные жанровые кинококтейли. Знаковые: «Зовите меня «О»!», «Супермозг», «Борсалино», «Великолепный» (убойная пародия на «Бондиану»), «Страх над городом», «Неисправимый», «Частный детектив», «Чудовище», «Кто есть кто», «Профессионал», «Вне закона», «Ас из асов», «Авантюристы»…

Однажды американский журнал Time поместил фото брутального актёра на свою обложку, что свидетельствовало об известности Бельмондо и за океаном. Именно в это время коллеги начали предлагать Жан-Полю отправиться покорять мировую фабрику грёз, на что Бебель отреагировал несколько странно, но от души: «Во-первых, я там не собираюсь изображать им в угоду каких-то второсортных французиков или итальяшек. Во-вторых, я слишком туп, чтобы изучить иностранный язык, а это может закончиться провалом любого задуманного проекта». И Бебель остался дома…

 

Когда мечты сбываются

Он едва ли не с детства (лет эдак с 10) обожал риск, развесёлую браваду. Воображал себя то крутым гонщиком на какой-нибудь супер-пупер-тачке, то укротителем, панибратски и с шуточками тискающим опасных усатых хищников, то вообще катающимся на самолёте… нет, не в самолёте (как все «нормальные» люди), а именно на… То есть верхом или стоя на летящей в небесах крылатой машине.

И однажды все эти мечты осуществились одновременно. Через 44 года. В нашумевшей блистательной картине известного французского режиссёра-комедиографа Клода Зиди о похождениях каскадёра Мишеля Гоше «Чудовище» (1977).

Интересно, что в этом фильме, нашпигованном всяческими кинотрюками, страховые компании, работавшие с Бельмондо, отказались от ответственности за него и возможные последствия ряда вышеназванных и осуществлённых детских «мечт» Бебеля, а равно и прочих, что были в сценарии. Однако ничего чрезвычайно травмо-трагичного не произошло. У Жан-Поля всё получилось, не считая «мелочёвки» в виде синяков и шишек, полученных, когда роллс-ройс вместе с ним кувыркался по ступеням парижского храма; вывиха лодыжки и проникающей раны, когда актёр катился с 80-метровой многоступенчатой «самурайской» лестницы, да зажёванного тигром уха (его подлатали потом). Самое главное – в финале «Чудовища» Жан-Поль наконец-то проехался верхом на самолёте, к тому же приветственно размахивая рукой.

 

Сам себе трюкач

Все трюки в своих картинах Бельмондо предпочитал выполнять сам. Однажды ему кто-то сказал, что делает он это из-за… дополнительного гонорара. Говорят, Бебель дал заявителю сего в ухо и «приправил» пилюлю рядом бодрых галльских выражений. Слухи были абсолютно несправедливыми. Он просто, как уже говорилось, любил адреналиновые приключения, лихачество. Не отказывая себе и в самоутверждении, сигал с небоскрёбов, вертолётов (и висел на их верёвочных лестницах), носился на бешеных скоростях с крутых склонов на тачках, на них же въезжал в дома, витрины, нырял очертя голову в глубину, прыгал с поезда на поезд…

В первом своём «каскадёрском» фильме – авантюрно-приключенческо-комедийной картине «Человек из Рио» (1964) – едва не погиб, зависнув (без страховки!) на высоте 40-го этажа, переползая по тросу с одного небоскрёба на другой. Спасла отличная физподготовка бывшего боксёра, и Жан-Поль благополучно добрался до соседнего здания. Смертельно опасная сцена целиком вошла в фильм.

В другой раз персонажу Бельмондо надо было нырнуть в реку, кишевшую, согласно сценарию, «змеями и пираньями». Снимали в Южной Америке – рае для этих тварей. Киношники засомневались в безопасности выбранного водоёма. Жан-Поль, недолго думая, схватил здоровенный кусок ветчины, что остался от недавней трапезы, и швырнул в воду. Ничего не произошло, и он сиганул следом. Группа замерла в замешательстве. «Какого чёрта! Если они не жрут такой деликатес, я им точно не понравлюсь», – крикнул коллегам, хохоча во всё горло, Бельмондо. И съёмки начались.

Удивительно, но выполнивший множество опасных трюков актёр серьёзно травмировался довольно редко. Но всё же бывало. Так, работая над «Великолепным» (1973) в знойной Мексике, он сломал бедро, прыгнув на полной скорости из машины и приземлившись мимо цели. Причина была в том, что скорость автомобиля для трюка рассчитали по-европейски – в километрах в час, а находясь за океаном, партнёрша-актриса Жаклин Биссет решила, что речь идёт о милях, и погнала почти в два раза быстрее.

Если получение на работе травмы актёр считал нормальным, то…

Но здесь «стоп-мотор!», как говорят киношники. Финальную часть истории великого французского актёра доскажу в следующей «Телемании».

 

Сергей Балахнин,

иллюстрации автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)