О реализации в регионе нацпроектов, о кадровом вопросе, о том, кто может стать «земским учителем» и как быстро учителя и школьники встроились в систему дистанционного обучения, рассказывает Наталья БЯНКИНА, и.о. министра образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края.
– Наталья Николаевна, пожалуйста, расскажите, как в Забайкалье реализуется нацпроект «Образование»?
– Хочу отметить, что система образования Забайкальского края участвует в реализации мероприятий не только национального проекта «Образование». Так, в рамках нацпроекта «Демография» создаются дополнительные места в дошкольных образовательных учреждениях для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет. Мы реализуем мероприятия государственной программы «Развитие образования Забайкальского края», плана центров экономического роста. Участие в национальных проектах позволяет улучшить состояние материально-технической базы образовательных учреждений, создать необходимую современную инфраструктуру, решать вопросы повышения квалификации педагогов.
По нацпроекту «Демография» ведётся строительство детских садов. Уже сейчас введены в эксплуатацию 40 объектов на 1440 мест, построенные в 2018–2019 годах. В этом году должны быть открыты 25 яслей, 13 – в 2021 году. Объекты строятся в Чите, Сретенском, Александрово-Заводском, Улётовском, Тунгокоченском районах.
В рамках нацпроекта «Образование» реализуются мероприятия по созданию цифровой образовательной среды, обновлению материально-технической базы школ, созданию условий в сельской местности для занятий физической культурой и спортом, созданию технопарков «Кванториум», развитию системы дополнительного образования. Предусмотрены мероприятия по повышению квалификации педагогов.
Успех каждого ребёнка
– Что предусматривают эти мероприятия?
– Мероприятия проекта «Успех каждого ребёнка» входят в нацпроект «Образование» и направлены на формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи. В крае продолжается развитие робото-технического образования детей. Уже функционируют две площадки стационарного детского технопарка «Кванториум» с общим охватом более 8,5 тыс. человек. В этом году будет запущен мобильный «Кванториум», который позволит охватить ещё большее количество школьников. Ещё одно мероприятие, которое входит в проект «Успех каждого ребёнка», это создание в сельских школах и школах, расположенных в малых городах, условий для занятий физической культурой и спортом. В рамках этого мероприятия проводится капитальный ремонт спортивных залов.
– То есть создание условий – это ремонт?
– В том числе. Предполагается не создание новых мест, а именно условий. Это мероприятие также реализуется уже не первый год, в 2020-м было отремонтировано 19 спортзалов, два плоскостных сооружения оснащены спортивным инвентарём. Пусть в целом это, может быть, и небольшое количество, но, видя фактический результат и сравнивая, как было и как стало, мы отмечаем необходимость участия в таких мероприятиях.
Кроме того, в этом году на территории нашего края в рамках проекта «Успех каждого ребёнка» внедряется целевая модель развития региональной системы дополнительного образования детей.
– Расшифруйте?
– Системе дополнительного образования на сегодняшний день отводится достаточно большое значение, и следует отметить, что система развивается. В этом году на базе Института развития образования края открыли региональный модельный центр дополнительного образования с целью оказания методической, организационной поддержки педагогам и руководителям. Создана информационная система «Навигатор дополнительного образования», которая уже работает на территории региона. Абсолютно все образовательные организации края, которые реализуют программы дополнительного образования, имеют право зарегистрироваться в «Навигаторе», представить свои программы, а дети от 5 до 18 лет в этой системе вместе со своими родителями могут выбрать ту программу допобразования, которую пожелают.
– Это бесплатно?
– Да. Навигатор предоставляет сертификаты двух видов – учёта и персонифицированного финансирования. В настоящее время формируется реестр сертификатов учёта, то есть определяется количество детей, желающих получить дополнительное образование по общеразвивающим программам. С сертификатом учёта ребёнок записывается на любые программы дополнительного образования. Сертификаты учёта становятся сертификатами финансирования, когда родитель подаёт заявку на включение в систему персонифицированного финансирования. При этом на сертификат зачисляются средства (так называемый номинал сертификата), которые предоставляют ребёнку дополнительную возможность посещать те программы, которые переведены на механизм персонифицированного финансирования. Ребёнка никто не ограничит в возможности заниматься в нескольких кружках. Помимо занятий в кружках по сертификату, он сможет заниматься и по бесплатным программам, финансируемым также из местного бюджета, но уже в рамках муниципального задания, а также на внебюджетной основе.
IT-Куб
– Что ещё реализуется в Забайкалье?
– Проект «Цифровая образовательная среда». В сентябре в его рамках на базе гимназии №21 в Чите открылся первый в Забайкальском крае Центр цифрового образования детей «IT-куб». Это площадка для обучения и развития у детей и подростков навыков в сфере современных информационных и телекоммуникационных технологий, информационной безопасности. В Центре создано шесть лабораторий разной направленности для разных возрастов – конструирование, программирование и т.д. В дальнейшем открытие «IT-кубов» предусмотрено ещё в 7 районах края. Создаются центры «Точка роста». В 2019 году было запущено 45, в этом году – 42.
– А что предусмотрено для взрослых?
– В системе среднего профобразования (СПО) реализуется проект «Молодые профессионалы». Следует отметить, что в Забайкалье 26 учреждений СПО, которые реализуют программы подготовки специалистов среднего звена, квалифицированных рабочих кадров. Учреждения ежегодно подают заявку для участия в конкурсе в рамках проекта и получают субсидии на открытие мастерских. Например, в этом году три образовательные организации СПО, которые подведомственны министерству образования, обновили материально-техническую базу. За счёт средств субсидии были созданы девять мастерских на базе ЧТОТиБа, Агинского педагогического колледжа. На базе Читинского политехнического колледжа не так давно открылся Центр опережающей профессиональной подготовки. Это большая поддержка для учреждений СПО, студенты получают не только теоретические знания, но и формируют практические навыки на современном оборудовании.
Ремонтируем и обновляем
– Как продвигаются ремонты в забайкальских школах?
– В рамках госпрограммы «Развитие образования Забайкальского края» реализуется мероприятие по благоустройству школ, которое предусматривает проведение ремонта систем тепло- и водоснабжения и канализации. Участвует 214 школ, будет отремонтировано 233 объекта. Общая сумма субсидии – 606 млн рублей. Производится замена системы отопления, приводятся в порядок системы водоснабжения, в том числе и на пищеблоках. Так, в одной из школ Тунгокоченского района установили водонагреватели, систему водоотведения с учётом СанПиН. Также мы проводим капитальные ремонты в ряде школ и детских садов в рамках планов Центров экономического роста. Уже выполнены ремонты в селе Малета, продолжаются работы в школе и детском саду села Чара Каларского района, в селе Домна Читинского района, в Нижнем Цасучее.
– Сколько было выделено денег на все эти мероприятия?
– Всего на реализацию всех мероприятий нацпроектов и госпрограмм край получил из федерального бюджета 2,9 млрд рублей. В эту сумму входит федеральная субсидия на организацию бесплатного горячего питания младших школьников, которая была предоставлена региону в этом году, и денежная выплата классным руководителям в размере 5 тысяч рублей.
«Земский учитель» и «дистант»
– Насколько остро стоит в крае кадровый вопрос?
– Да, потребность в кадрах у нас есть. Особенно не хватает учителей русского языка, литературы, английского языка, математики, физики… Проблема решается механизмом целевого набора и с помощью реализации программы «Земский учитель». Хочу отметить, что в этом году в конкурсном отборе приняли участие учителя не только из Забайкальского края, но и других регионов, таких как Бурятия, Хабаровский край, Удмуртия, Новосибирская область и другие. На сегодняшний день 22 педагога заключили трудовые договоры, выплачены средства в размере 2 млн руб. Новыми педагогическими кадрами пополнились в этом году 15 районов края (Агинский, Александрово-Заводский, Нерчинско-Заводский, Хилокский, Читинский, Шилкинский, Могойтуйский, Карымский, Ононский, Приаргунский, Кыринский, Могочинский, Улётовский, Оловяннинский, город Петровск-Забайкальский). За весь период реализации указанного мероприятия (до 2022 года) предполагается предоставление единовременной компенсационной выплаты 60 учителям.
Что касается целевого набора, то здесь работа ведётся совместно с ЗабГУ. Министерством просвещения России на этот учебный год выделено 90 мест для приёма на целевое обучение по направлению «Образование и педагогические науки».
– Как быстро Забайкалье встроилось в новые реалии удалённого обучения?
– Закон «Об образовании в РФ» предусматривает разные формы обучения – сетевые, дистанционные, очные, очно-заочные… Для этого необходимо соответствующее оборудование и наличие сети интернет. И как раз задачу по увеличению пропускной способности каналов доступа к сети и переход на каналы доступа с более высокой скоростью министерство образования сейчас решает. В 2019 году произошло увеличение скорости интернета в 98 образовательных организациях края, в 2020 году планируется переключение ещё 123 школ; к концу 2021 года сеть высокоскоростного доступа должна охватить все образовательные организации. Следует отметить, что сейчас во всех школах Забайкалья интернет есть. Да, в марте этого года все учреждения образования были переведены на дистанционный режим работы. Столкнулись с определёнными трудностями – отсутствием интернета в отдельных населённых пунктах, технических и компьютерных средств, плюс необходимо было обучить педагогов работать в новом удалённом формате. Тем не менее, система образования с этим справилась. И если на 1 сентября 2019 года охват обучающихся дистанционной формой обучения составлял 6112 человек (дистанционная форма использовалась как дополнительная к основной – очной форме обучения), то в период ограничительных мероприятий охват обучающихся дистанционной формой обучения составлял 98841 человек (83%). Дистанционное образование на современном этапе из дополнительного ресурса развития образования приобретает роль ведущего механизма обеспечения доступности и качества образования для обучающихся всех уровней.